Власти США борются с капитализмом (пчелы против меда)

Основатель Instagram Кевин Систром и cоздатель Facebook Марк Цукерберг

Фото из фейсбука Цукерберга

Федеральная торговая комиссия США (FTC) подала иск против Facebook, обвинив её в монополии на рынке соцсетей и скупке компаний с целью уничтожения принципов конкуренции. «Никакой другой соцсети сопоставимого масштаба в стране не существует», — говорится в жалобе. Власти страны назвали стратегию компании так: «Лучше купить, чем соревноваться».

Иск стал итогом расследования правительственного агентства с генеральными прокурорами 46 штатов, федерального округа Колумбия и территории Гуам — не участвовали только четыре штата.

Комиссия потребовала изъять WhatsApp и Instagram из числа активов Facebook, обязать в будущем запрашивать одобрение таких сделок у властей США, а также запретить компании навязывать разработчикам антиконкурентные условия.

В чём заключается позиция властей США

  • Facebook долгие годы систематически «устранял угрозы» монополии и теперь доминирует на рынке — и это принесло внушительный доход. В иске указано, что в 2019 году компания получила более 70 миллиардов долларов выручки и более 18,5 миллиардов прибыли. Это соответствует данным из отчётности. Внимание обращается на то, что главный источник монетизации — это продажа рекламы с «использованием огромной базы данных о пользователях».
  • Facebook приобретал перспективных конкурентов с той же целью. Власти США отдельно отметили одни из крупнейших покупок компании — WhatsApp (19 миллиардов долларов, 2014 год, первое место среди приобретений) и Instagram (миллиард долларов, 2012, третье место).
  • Facebook навязывал сторонним разработчикам «антиконкурентные условия» сотрудничества.

Личные соцсети занимают центральное место в жизни миллионов американцев. Facebook, укрепляя и поддерживая монополию, лишает потребителей преимуществ конкуренции.

Наша цель — заставить Facebook отказаться от антиконкурентного поведения и восстановить свободную конкуренцию на рынке. Это позволит инновациям процветать.
Ян Коннер глава бюро по конкуренции ФТК США

«Instagram — стремительно развивающийся стартап — возник в важнейший момент, когда пользователи меняли десктоп на смартфоны и всё чаще обменивались фотографиями», — вспоминает агентство. В первый день соцсеть набрала 25 тысяч пользователей, 100 тысяч — за неделю, миллион — менее чем за три месяца, 10 миллионов — менее чем за год. А Instagram тогда работал только на iOS, версии для Android не было.

По мнению властей, Марк Цукерберг и другие руководители соцсети сразу распознали угрозу в Instagram. Facebook поначалу попытался открыто конкурировать, развивая фотосервис внутри соцсети. В июле 2011 года один из неназванных топ-менеджеров задался вопросом: «Почему разработка в области мобильной фотографии идёт так медленно? Instagram по-прежнему надирает нам зад» (цитата по иску).

Комиссия приводит слова Цукерберга от сентября того же года: «За это время Instagram стал большим и жизнеспособным конкурентом в мобильной фотографии — а это будущее фотографии». В феврале 2012 года основатель Facebook побоялся, что если Instagram и дальше будет независимым, то он в итоге продастся Apple или Google. В апреле Facebook предпочёл купить Instagram и таким образом «нейтрализовать прямую угрозу».

«Я помню ваш пост о том, что угрозой был не Google+, а Instagram. Вы были правы. Один момент по поводу стартапов — их часто можно поглотить», — написал Цукерберг в личной переписке с коллегой в день объявления о покупке фотосервиса. Эту цитату также приводит ФТК.

К 2012 году глобальным лидером среди приложений для обмена сообщениями стал WhatsApp, напоминается в иске. По версии властей, Facebook считал мессенджеры угрозой, поскольку они могли выйти на рынок соцсетей, добавив соответствующие функции. Комиссия привела цитату Цукерберга из письма в апреле того же года, где он подтверждает такие опасения.

В октябре 2012 года директор по развитию бизнеса Facebook назвал WhatsApp «возможно, самой большой угрозой, с которой компания когда-либо сталкивалась». О приобретении Facebook объявил в феврале 2014 года — к тому моменту у мессенджера набралось 450 миллионов пользователей по всему миру.

«Покупка, предположительно, уничтожала возможность угрозы монополии Facebook и гарантировала, что любым аналогичным компаниям будет труднее набирать аудиторию», — сделала вывод комиссия.

«Facebook также выявлял и оценивал потенциальные угрозы на самых ранних стадиях, чтобы нейтрализовать их до того, как они вырастут», — указано в иске. Власти США привели в пример поглощение в октябре 2013 года. Тогда Facebook купил израильский стартап мобильной аналитики Onavo и «получил контроль над данными для слежки за ростом и популярностью приложений».

Комиссия отметила, что «многие пользователи не знали» о слежке Onavo за их активностью. Вероятнее всего, имеется в виду VPN-сервис Onavo, позволявший бесплатно создать защищённое соединение через сервера Facebook.

В августе 2018 года Apple удалила приложение из App Store за нарушение правил. В 2019 году Facebook объявил о закрытии Onavo, но, по мнению властей, не прекратил сбор данных для оценки потенциальных конкурентных угроз.

Facebook «на протяжении многих лет» навязывал разработчикам антиконкурентные условия, сочли власти. Комиссия привела в пример то, как Facebook сделала ключевые API (программный интерфейс приложения) доступными для сторонних приложений только при том условии, что авторы воздерживаются от разработки конкурирующих функций и подключения других соцсетей. Эти детали выяснились в 2019 году после утечки судебных документов.

В иске говорится, что Facebook отключал другие соцсети от API в случае «предполагаемых угроз». В пример приводится то, как в январе 2013 года Twitter запустил сервис коротких видео Vine — и его пользователи сразу же потеряли возможность искать друзей из фейсбука. В 2018 году благодаря публикации внутренних документов выяснилось, что Цукерберг лично одобрил это решение.

Как давно признал Facebook, его монополия защищена высоким барьером для входа. Как правило, соцсеть более ценна для пользователя, когда в ней уже сидят его друзья и родственники. Стартап же сталкивается с большими сложностями, привлекая новых пользователей. […]

Стартап даже с лучшим продуктом зачастую не способен добиться успеха, имея в противниках доминирующую на рынке соцсеть с её сетевыми эффектами. Несмотря на это, возникает важная конкурентная угроза крупной компании, особенно если она находится в том или ином переходном периоде, а начинающая компания использует иной подход к продуктам.

В такие времена стартап даже может даже существенно вырасти. Руководство Facebook и само признало, что острейшие конкурентные угрозы исходили не от её «клонов», а от сервисов, которые предлагают способы взаимодействия, для которых сам Facebook оптимизирован не был. из иска властей США против Facebook

Что отвечает Facebook

Иск Федеральной торговой комиссии США — это не первая подобная претензия к Цукербергу. Например, разделить бизнес Facebook и других крупнейших мировых IT-корпораций предлагали демократы в Конгрессе этой осенью.

Facebook ответил на новость об иске властей США постом в блоге. Автором значится вице-президент и главный юридический консультант соцсети Дженнифер Ньюстед.

  • Позиция Facebook заключается в том, что оба приобретения — и Instagram, и WhatsApp — никому не навредили, а, наоборот, привели к созданию более качественных продуктов для конечного потребителя.
  • Facebook считает нынешние претензии странными ещё и из-за того, что регуляторы в своё время одобрили обе покупки и не сочли их нарушением конкуренции. «Иск может посеять сомнения насчёт того, как правительство проверяет сделки, и того, могут ли компании и дальше полагаться на результаты таких проверок», — подчеркнула Ньюстед.
  • Что касается ограничений к API, Facebook назвал свои действия стандартной практикой для соцсетей. «Если платформы дают доступ сторонним разработчикам — а многие не предоставляют его вообще — то они обычно запрещают дублирование основных функций. […] LinkedIn, The New York Times, Pinterest и Uber — это лишь некоторые из тех, кто руководствуется схожей политикой», — заметила юрконсультант компании.

Facebook в нынешнем виде был бы невозможен без законов США, поощряющих конкуренцию и инновации. Мы стали успешными, поскольку делали рискованные ставки, инвестировали, внедряли нововведения и приносили пользу людям, рекламодателям и акционерам.

Мы работали и продолжаем работать в условиях высокой конкуренции. Наши поглощения были положительны для конкуренции, рекламодателей и людей. Мы надеемся показать в суде, что Facebook, Instagram и WhatsApp должны быть вместе, по существу конкурируя с [другими] отличными продуктами.

Дженнифер Ньюстед вице-президент и главный юридический консультант Facebook