Брат Си и двое сербских полицейских с пирсингом в носу

Несмотря на пандемию нового коронавируса, в Венгрии началось строительство железной дороги при участии Китая. Эта линия, по которой раньше из Парижа в Стамбул ходил «Восточный экспресс», должна соединить Венгрию с соседней Сербией. В апреле правительство Венгрии пошло на заключение контракта при условии того, что он будет засекречен в течение десяти лет. Сплотит ли Европу железная дорога, используемая администрацией китайского лидера Си Цзиньпина как вывеска идеи «Одного пояса, одного пути»? Или она расколет ее?

Обратная сторона секретности: Венгрия — «паршивая овца»?

Проект строительства железной дороги, о котором так мечтал Китай, наконец-то начали реализовывать. Длина линии, которая соединит Будапешт с Белградом, составляет 350 километров. Железная дорога, построенная в конце XIX века, серьезно пострадала. Ее модернизируют при сотрудничестве Китая. Планируется внедрить китайские поезда, максимальная скорость которых составляет 200 километров в час. Благодаря этому время поездки сократится с нынешних восьми часов до менее трех. Если перевести в иены, в этот проект будет инвестировано несколько сотен миллиардов. Китай, Венгрия и Сербия достигли соглашения о строительстве в 2014 году. Сербия приступила к строительству примерно два года назад. Между тем Венгрия, входящая в ЕС, запоздала с началом реализации из-за европейских норм, касающихся прозрачности способов размещения заказов в рамках государственных проектов. Апрель 2020 года, разгар пандемии. Правительство Венгрии наконец-то перешло от слов к действиям. Оно решило принять инвестиции Экспортно-импортного банка Китая при условии того, что все условия контракта будут храниться в секретности в течение десяти лет. В парламенте 133 депутата проголосовали «за», 58 «против» и один воздержался. Некоторые эксперты полагают, что на выплату этого долга уйдет более ста лет. Они опасаются китайской долговой ловушки. Несмотря на это, венгерские власти пошли на этот шаг. Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил: «Мы учли позицию правительства Китая и решили засекретить контракт на десять лет, чтобы не нанести ущерб внешнеполитическим интересам Венгрии». Госзаказ на работы получила корпорация бизнесмена Лоренца Месароша, который тесно связан с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. Отмечает экономист Цунэо Морита (Tsuneo Morita), который долго жил в Будапеште и хорошо разбирается в венгерской ситуации: «Месарош, который стал самым богатым человеком Венгрии благодаря прокладке газопровода, скорее, не тесно связан с премьером Орбаном, а представляет с ним единое целое. Можно сказать, что его корпорация была выращена администрацией Орбана на государственные деньги. Вероятно, власти не хотят раскрывать полную картину бизнеса, который вряд ли окупит инвестиционные затраты. Правительство Венгрии вкладывает огромные деньги, несмотря на маленький пассажиропоток между странами, чтобы поддерживать отношения с китайскими властями и одновременно обогатить компании, связанные с премьером». Китай также активно проводит коронавирусную дипломатию. Оттуда самолетами и поездами были доставлены маски и защитная одежда. С марта по июнь транспортные самолеты летали практически каждый день. Иногда премьер Орбан даже встречал эти самолеты. Пресс-секретарь правительства Венгрии Золтан Ковач в апреле в интервью британской BBC подчеркнул: «Кто еще кроме Китая предоставил нам средства профилактики эпидемии? Великобритания, ЕС и Западная Европа только отбирают их». Отвечая на вопрос о железной дороге, Ковач как-то заявил: «ЕС прохладно относится к этому проекту. Эта линия всегда обслуживалась в последнюю очередь. Кто кроме Китая даст нам деньги?» Отмечает доцент будапештского Университета Корвина Тамаш Мацура: «Полученные из Китая маски и другое медицинское оборудование — не безвозмездное. Венгрия купила все это. У меня возникают противоречивые чувства в связи с тем, что правительство выражает благодарность. Я думаю, что, будучи членом ЕС, следует больше обращать внимания на фонд, созданный для восстановления после пандемии». Воспользовавшись европейским долговым кризисом, Китай стал наращивать экспансию в ЕС, в котором наметился раскол из-за ослабления экономик стран-участниц. В 2012 году была создана структура для сотрудничества Китая со странами Восточной и Центральной Европы (сначала 16+1, а затем 17+1, когда присоединилась Греция). На эти страны посыпались китайские деньги. Железнодорожный проект является одним из центральных элементов. Китайские товары транспортируются в Европу из греческого порта Пирей, который выкупили китайские государственные компании. Пекин придает большое значение отношениям с Венгрией, входящей в ЕС. Дело в том, что, когда необходимо единство всех стран ЕС для принятия решений по критике Китая в связи с проблемами прав человека или Южно-Китайского моря, Венгрия голосует против. При этом премьеру Орбану, который своенравно относится к проблемам свободы слова и прав человека, удобно получать деньги от Китая, не требующего соблюдать закон и не выдвигающего других условий. Так строятся отношения между двумя лидерами. Это напоминает Камбоджу в АСЕАН. Китай отклоняет все неудобные для себя решения через Камбоджу и даже не скрывает этого. Я как-то спросила об этом у бывшего министра иностранных дел Венгрии и историка Геза Есенски. Помрачнев, он сказал: «Мы не должны стать паршивой овцой в ЕС. Венгрия — это Европа». Первая железная дорога в Венгрии заработала в 1846 году. В эпоху, когда страной управляла известная европейская династия Габсбургов. В 1930-е годы больше половины пассажирских поездов стали дизельными. Начиналась электрификация. Венгрия граничит с семью странами. Даже сейчас страну пересекают международные поезда, соединяющие европейские государства. В ХIХ веке в Будапеште заработало метро, чья история сравнима с лондонским и стамбульским метрополитеном. Его даже внесли в список мирового наследия ЮНЕСКО. Будапештские трамваи обладают примерно 150-летней историей. До сих пор работает детская железная дорога, которая появилась во времена советской пионерской организации. Железная дорога, которую строит Китай в Венгрии, обладающей такой богатой железнодорожной культурой, имеет не только транспортное значение, но и оказывает влияние на мировую политику ХХI века.  

Поврежденная линия и старые поезда, которые медленнее, чем раньше

В декабре 2018 года я ездила из Будапешта в Белград, тогда стояла серая и холодная погода. На Восточный вокзал в Будапеште прибывает много международных поездов. Здание вокзала, построенное в 1880-е годы, спроектировано с применением различных архитектурных стилей того времени. Вокзальные витражи прекрасны. Поезд в Сербию ожидал меня на дальней платформе. Он представлял собой расписанный граффити состав, состоящий из трех вагонов. Называется «Иво Андрич» в честь югославского писателя, получившего Нобелевскую премию по литературе. Расстояние в 350 километров поезд преодолевает примерно за восемь часов. Билет в первый класс стоит 28 евро в один конец. Цена не отличается от автобуса, однако дорога занимает на два с лишним часа дольше. Колея и коммуникации старые, поэтому скорость не может быть увеличена. Мы выехали в 8 часов 2 минуты с пятиминутным опозданием. Внутри пахло сыростью. Розеток нет. В моем вагоне было всего 13 пассажиров. Во время движения поезд весь грохотал. Из окна виднеются голые деревья и низкие прямоугольные постройки бежевого цвета. Мы проезжали мимо заброшенных заводов с выбитыми стеклами. В обратном направлении проходили товарные поезда с китайскими и датскими контейнерами. Через полчаса дорога стала одноколейной. Билеты пришел проверять проводник в потертой темно-синей форме. За окном проплывали убранные пшеничные поля, серое небо, красно-бурые крыши домов и голые виноградники. На каждой станции выходило больше десяти человек. По платформам бегали собаки. Новых пассажиров практически не было. Через три с половиной часа поезд прибыл на венгерскую приграничную станцию Келебия. В вагон зашли четыре полицейских в синей форме и начали проверять паспорта. Поставили в паспорт штамп в виде паровоза. Поезд тронулся примерно через 30 минут и тут же прибыл на сербскую станцию Суботица. Вошли двое сербских полицейских с пирсингом в носу и спросили, куда я направляюсь. Я ответила, что еду до конечной станции — Белград. Они забрали паспорт и куда-то ушли. Вернулись через полчаса. В Сербии кроме меня в вагоне уже никого не осталось. Поезд, арендованный будто бы только для меня, двигался не спеша. За окном лежал снег. Виднелись ржавые светофоры. На некоторых участках поезд замедлялся, возможно, из-за старости железнодорожных путей. Мы прибыли на станцию Нови-Сад. В конце 1990-х годов во время Косовской войны ВВС НАТО разбомбили все три моста через реку Дунай, протекающую рядом с этим городом. Наш поезд пересек новый железный мост, построенный при поддержке ЕС. Он был открыт совсем недавно — в марте 2018 года. Как-то один сербский журналист рассказал мне: «Для Сербии ЕС — важный помощник, однако формирование соглашения — задача непростая. Нам высказывают по поводу прав человека и демократии. Договориться никак не получается. Они говорят, что китайское влияние — это проблема, и ничего не предпринимают». Когда Премьер Государственного совета КНР Ли Кэцян посетил Сербию, он пообещал помочь со строительством мостов и другой инфраструктуры. Кстати, чтобы выразить благодарность Ли Кэцяну, президент Сербии Александр Вучич процитировал Иво Андрича, в честь которого назван этот старый поезд: «Мосты — это самое лучшее, самое ценное из того, что строит, что выстраивает человек». В Белгород мы прибыли примерно в 17 часов. В первом классе была только я. Попутчики рассказали мне, что раньше этот поезд ходил быстрее. Настолько устарела железная дорога. После этой поездки я ощутила: население Будапешта — 1,8 миллиона человек, Белграда — 1,6 миллиона человек. Даже если учесть жителей придорожных станций, прибыль от пассажироперевозок не вырастет. Поэтому цель — это грузоперевозки. Правительство Китая прилагает усилия к транспортировке грузов из Китая в Европу в рамках «Транс-Евразия Лоджистикс». Когда появился проект модернизации отрезка Венгрия — Сербия, ходили даже слухи о внедрении поездов, которые будут развивать 300 километров в час. Тем не менее в конечном итоге решили использовать эту линию как для перевозки грузов, так и пассажиров, поэтому, по всей видимости, максимальная скорость не будет превышать 160 километров в час. Это естественно с учетом рентабельности.  

Брат Си расшатывает Европу

«Спасибо, брат Си». Весной 2020 года в Белграде появилась огромная вывеска с изображением главы КНР Си Цзиньпина. На ней были написаны слова благодарности на сербском и китайском языках. Китай, развернувший коронавирусную дипломатию, отправил также и в Сербию медицинские команды, маски и защитную одежду. Сербия стала первой европейской страной, получившей в виде пожертвования от китайских компаний мобильные лаборатории «Огненный глаз», которые быстро собираются и используются для тестирования на новый коронавирус. Их производит ведущая китайская компания в области генетического анализа. Некоторые американские и другие западные эксперты опасаются, что при помощи «Огненного глаза» Китай пытается собрать генетическую информацию со всего мира. Однако сербский президент Вучич не обращает на это внимания. Он встретил в аэропорту специальный рейс, доставивший из Китая медицинское оборудование, и поцеловал китайский флаг. Также Вучич посетил стройку железной дороги в Венгрии, где работы ведутся, несмотря на коронавирус, и высоко оценил помощь Китая. Отношения между Сербией и Китаем исторически складывались благоприятно. При Тито Югославия, в которую входила Сербия, в условиях холодной войны дистанцировалась как от СССР, так и от США. Вместе с СССР и странами Восточной Европы она признала Китайскую Народную Республику, созданную в 1949 году. В 1999 году во время Косовской войны китайское посольство было разрушено в результате бомбардировок НАТО, и это также сблизило Сербию и Китай. Впоследствии Сербия обрела независимость, и она всегда поддерживала с Китаем дружеские отношения. В отличие от других стран Восточной и Центральной Европы, которые присоединились к американскому НАТО, для Сербии, которая в 1990-е годы подверглась тяжелым бомбардировкам, США являлись ненавистным оппонентом. В последние годы ассоциация Сербии с ЕС не проходила так, как ей этого хотелось, несмотря на высокий приоритет этой внешнеполитической задачи, и она сокращала дистанцию с Китаем. В 2016 году Си Цзиньпин впервые посетил Сербию в качестве главы государства. Он возложил цветы к разбомбленному китайскому посольству. Было принято решение об инвестициях в различные сферы — горнодобывающая промышленность, сталелитейные заводы и инфраструктура. Сербия осознанно покупала китайские военные дроны и внедряла технологии Huawei, зная, что это окажет давление на ЕС и США. Основным торговым партнером Сербии и Венгрии является Германия и другие европейские страны. На них приходится больше половины от общего объема. И географически, и исторически у Сербии глубокие отношения со странами Европы, а также Россией, что совершенно естественно. Сближение с Китаем необходимо не только для получения экономических выгод в виде китайских денег. Это также переговорный инструмент для обеспечения права голоса в ЕС. Доцент будапештского Университета Корвина Тамаш Мацура считает китайский уклон администрации Орбана опасной игрой, так как это происходит на фоне усиления опасений основных европейских стран в отношении китайских проблем экспансионизма, прав человека и нового коронавируса. Поскольку американо-китайская конфронтация усиливается, США появились за кулисами этой игры. В сентябре этого года администрация Трампа попыталась сыграть роль посредника в исправлении экономических отношений между Сербией и Косово. В 2008 году Косово получило независимость, и из-за этого отношения с Сербией ухудшились. Однако восстановление этих отношений является условием для вхождения Сербии в ЕС. Доцент Цукубского университета Ацуко Хигасино (Atsuko Higashino), специализирующаяся на европейской политике, высказывает следующее мнение: «После бомбардировок НАТО прошло 20 лет. Отношение Сербии к США стало менее жестким. Это подтолкнуло администрацию Трампа к действиям. В период предвыборной гонки Трампу было необходимо показать дипломатические результаты, однако цель была также и в том, чтобы вбить клин в Сербию, которая является основной балканской страной, но при этом склоняется в сторону Китая. С точки зрения Сербии попытка США стремительно сблизиться стала громом среди ясного неба. С опаской она приветствовала эти шаги, однако, как и другие страны Восточной и Центральной Европы, ощущала опасность оказаться между двух огней американо-китайского противостояния». Китай пообещал восточноевропейским странам различные инвестиции в рамках «Одного пояса, одного пути», однако не все обещания были сдержаны. Многие недовольны тем, что реализуемые проекты не создают достаточное количество рабочих мест. Польша и другие страны уже не возлагают таких больших надежд, как это было раньше. На этом фоне она, Чехия, Латвия, Болгария, Эстония и Румыния под давлением США решили не внедрять технологии 5G компании Huawei. Как изменятся отношения Китая со странами Центральной и Восточной Европы в свете американо-китайской конфронтации? «Под влиянием китайской агрессивной антизападной дипломатии ЕС и США, испытывающие опасения в отношении КНР, будут принимать более активное участие в делах Восточной и Центральной Европы. Страны этого региона также занимают различные позиции, однако в конечном итоге они отдадут приоритет западному сообществу, поскольку являются его неотъемлемой частью. При этом они продолжат поддерживать отношения с Китаем», — отмечает доцент Хигасино. Этой осенью был веден в эксплуатацию один из участков железной дороги в Белграде, которая строится при поддержке Китая. Представители обеих стран отметили это событие, проведя церемонию открытия на платформе. Станут ли страны Восточной и Центральной Европы, обладающие богатой историей, хозяевами игры, в которую вовлечены крупные державы? Или они окажутся между двух огней? По железной дороге, имеющей не только транспортное значение, бегут поезда, сотрясаемые силами Европы, США и Китая. В какую сторону наклонятся чаши весов в 2025 году, когда планируется открыть всю линию?