Кейтлин Дьюи на портале Washingtonpost пишет: Семь процентов взрослых американцев считают, что шоколадное молоко получают от бурых коров, согласно национальному репрезентативному онлайн-опросу, проведенному по заказу Инновационного центра молочной промышленности США.
Если посчитать, то получится 16,4 миллиона дезинформированных, пьющих молоко людей (эквивалент населения Пенсильвании!), не знают, что шоколадное молоко — это молоко, какао и сахар.
Но хотя опрос вызвал фырканье и насмешки из некоторых уголков — «гм, ребята, [молоко] происходит от коров, и не только коричневых», — язвительно заметил Food & Wine, — на самом деле самым удивительным в этой цифре может быть то, что она не оказалась выше.
На протяжении десятилетий наблюдатели в области сельского хозяйства, питания и образования отмечали, что многие американцы в основном неграмотны в сельском хозяйстве. Они не знают, где выращивают продукты, как они попадают в магазины — или даже, в случае с шоколадным молоком, что в них содержится.
Одно исследование Министерства сельского хозяйства, проведенное в начале 90-х, показало, что почти каждый пятый взрослый не знал, что гамбургеры сделаны из говядины. Многим другим не хватало знаний об основных сельскохозяйственных фактах, например о размерах ферм в США и о том, что едят животные.
Эксперты в области агрообразования не уверены, что за прошедшие десятилетия многое изменилось.
«В конце концов, это проблема разоблачения, — говорит Сесили Аптон, соучредитель некоммерческой организации FoodCorps, которая занимается вопросами сельского хозяйства и питания в начальных школах. — Прямо сейчас мы привыкли думать, что если вам нужна еда, вы идете в магазин. До этого момента ничто в нашей системе образования не учит детей, откуда берется еда».
Аптон и другие преподаватели сразу же предупреждают, что эти выводы не применимы ко всем. Исследования показали, что люди, живущие в сельскохозяйственных общинах, как правило, немного больше знают о том, откуда берутся их продукты питания, равно как и люди с более высоким уровнем образования и семейными доходами.
Но у некоторых групп населения заблуждение относительно основных фактов о еде может быть сильно искажено. Когда одна группа исследователей опросила учеников четвертого, пятого и шестого классов городской школы в Калифорнии, они обнаружили, что более половины из них не знали, что соленые огурцы — это огурцы или что лук и салат — это растения. Четверо из 10 не знали, что гамбургеры делаются из говядины. А 3 из 10 не знали, что сыр сделан из молока.
«Все информанты вспомнили названия обычных продуктов в сыром виде, и большинство из них знало, что продукты выращиваются на фермах или в садах, — заключили исследователи. — Однако у них не было схемы, необходимой для четкого понимания постпроизводственной деятельности или происхождения общих пищевых продуктов из сельскохозяйственных культур».
В некотором смысле это незнание вполне логично. Писатель и историк Энн Вилейсис утверждает, что она развивалась в ногу с промышленной продовольственной системой.
По мере того, как в середине 1800-х годов все больше американцев переезжало в города, пишет она в книге «Кухонная грамотность», все меньше людей занимались производством или переработкой продуктов питания. Эта тенденция усугубилась нововведениями в области транспорта и производства, которые позволили доставлять продукты питания в различных формах и на большие расстояния.
К тому времени, когда единообразие, гигиена и лояльность к бренду стали современными идеалами — последние часто поощряются развивающимися пищевыми компаниями в хорошо финансируемых рекламных кампаниях — многие американцы и представить себе не могли, откуда берутся хлопья в коробках или хот-доги в термоусадочной упаковке на их кухнях.
Сегодня многие американцы воспринимают пищу только как промышленный продукт, который не очень похож на оригинальное животное или растение. Министерство сельского хозяйства США утверждает, что апельсиновый сок является самым популярным «фруктом» в Америке, а переработанный картофель — в виде картофеля-фри и чипсы — входят в число лучших овощей.
«Безразличие к происхождению и производству продуктов питания стало нормой городской культуры, заложив основу для современной пищевой чувствительности, которая распространилась по всей Америке в последующие десятилетия, — писала Вилейсис в 20 веке. — За относительно короткий период среднее расстояние от фермы до кухни выросло с короткой прогулки по садовой дорожке до запутанного, потребляющего много энергии путешествия по железной дороге и грузовиком».
За последние 20 лет зародилось движение, направленное на преодоление этого разрыва: группы по сельскому хозяйству и питанию работали над тем, чтобы вернуть сельскохозяйственное образование в классы.
Помимо FoodCorps, которая в этом году информировала чуть более 100 тысяч учащихся, такие группы, как Национальная организация по сельскому хозяйству в классе и Фонд фермерского бюро Америки, активно работают с учителями K-12 по всей стране, чтобы добавить питание, сельскохозяйственные технологии и экономику сельского хозяйства на уроках обществознания, естествознания и здоровья. Программа Министерства сельского хозяйства США в школу, в рамках которой было предоставлено 5 миллионов долларов в виде грантов на 2017-2018 учебный год, также финансирует проекты по сельскохозяйственному образованию.
В Национальный месяц молочных продуктов, который приходится на июнь, NACO представлял уроки молочных продуктов на уровне детского сада. Среди его основных выводов: молоко — обычное, без запаха, скучное белое молоко — поступает от коров, а не из продуктового магазина.
Диетологи и реформаторы системы питания говорят, что эти базовые уроки имеют решающее значение для воспитания детей, которые знают, как правильно питаться, что является важным подспорьем в борьбе с сердечными заболеваниями и ожирением.
Между тем фермерские группы утверждают, что отсутствие базовых знаний о продуктах питания может привести к принятию неверных политических решений.
В официальном документе, опубликованном в 2012 году Национальным институтом животноводства, потребители обвиняются в том, что они считают плохими правилами фермерского хозяйства: «Одним из факторов, влияющих на сегодняшнюю нормативную среду … является давление со стороны потребителей, — пишут авторы. — К сожалению, большинство сегодняшних потребителей как минимум на три поколения удалены от сельского хозяйства, не знают, откуда берутся продукты и как их производят».
Аптон из FoodCorps заметила, что каждый может извлечь выгоду из лучшего понимания сельского хозяйства.
«У нас все еще есть дети, которые удивляются, что жареный картофель готовится из картофеля или что соленый огурец — это огурец, — сказала она. — … Знание — сила. Без этого мы не сможем принимать обоснованные решения».