Железнодорожный обход РФ обойдется Эстонии в 10-15 государственных бюджетов

ыл бы хорошо, если бы строительство туннеля между Таллином и Хельсинки профинансировали из эстонского бюджета, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич.

Идея FinEst продолжит витать в воздухе

Информационное агентство Bloomberg сообщает, что в Европе вспомнили про подземный железнодорожный туннель FinEst, который пройдет по дну Финского залива и свяжет сообщением Хельсинки и Таллин.

Финляндия и Эстония продвигают FinEst

Идея туннеля впервые прозвучала в начале 2000-х годов, инициатором проекта стала Финляндия. Проект продвигался мэриями Хельсинки и Таллина, которые в 2008 году подписали соглашение о намерении построить туннель.

Затем финны с эстонцами подали заявку в Брюссель на финансирование технико-экономического обоснования проекта, но в ЕС им отказали: запрошенная сумма в 500-800 тысяч евро выдана не была из-за бесперспективности идеи. Дело дошло до абсурда: профильные министерства Эстонии и Финляндии не выделили даже по 100 тысяч евро на национальные изыскания.

Проект FinEst снова всплыл после начала реализации железнодорожной магистрали Rail Baltica из Берлина в Таллин: FinEst предложили сделать продолжением данного проекта, после чего дискуссия по туннелю возобновилась.

После этого ЕС выделил 100 тысяч евро на проект тоннеля по программе поддержки и интеграции «Центральная Балтика».

Были проведены расчеты стоимости строительства, которое обойдется в 14-20 млрд евро, а эстонское и финское правительства выделили 1,3 млн евро на подготовку финансового обоснования проекта.

Проект будет стоить несколько десятков миллиардов евро

Длина FinEst составит 103 км, глубина залегания до 200 метров, а скорость движения поезда до 200 км в час. Стоимость поездки в один конец оценивается в 50 евро, что дороже чем на самолете или на пароме, где стандартный билет стоит 20 евро.

Заданной целью проекта является повышение ВВП Эстонии и Финляндии: за исключением других драйверов роста, эти страны решили построить самый большой в мире туннель на заемные деньги, причем инвестором здесь может выступить Китай.

«Мне очень хочется, чтобы Эстония реализовала данный проект за свой счет: это недорого, всего лишь доходная часть эстонского бюджета лет за 10-15. Что касается финнов, то у них голова работает иначе чем у эстонцев, с наличием жесткого экономического расчета. Финны в таких случаях сразу ставят вопросы: кто будет платить? Если это китайский инвестор, то какие требования он предъявит в случае, если согласится участвовать в проекте. Третий вопрос: зачем это все Китаю», — констатирует Межевич.

Перспективы окупаемости FinEst, как считает Межевич, надо охарактеризовать простым и емким словом: никогда.

«Иное может утверждать разве что человек, который не смотрел на открытые выкладки окупаемости туннеля под Ла-Маншем. Только он может задумать такой проект между двумя провинциальными странами ЕС», — заключает Межевич.

Туннель под Ла-Маншем связал две крупнейшие экономики Европы, а не Финляндию с Эстонией

FinEst напоминает Balticconnector

FinEst отдает геополитикой и напоминает Balticconnector – газопровод между Эстонией и Финляндией, который связал энергетические системы данных государств и якобы повысил их энергобезопасность, но в реальности это пустая трата денег.

«Это также великолепная идея: Эстония делится газом с Финляндией, а Финляндия делится газом Эстонией, но существует одна проблема: собственного природного газа нет у обоих государств», — резюмирует Межевич.

В такой ситуации существует только один вопрос: какой газ они собираются поставлять через Balticconnector. Это может быть только российский газ или СПГ, который переправят в Эстонию по сложному маршруту из СПГ-терминала в Клайпеде. В Финляндии СПГ-терминалы есть, поэтому на деньги ЕС лучше бы построить аналог в Эстонии, иначе все это отдает геополитическим бредом.

«Можно проработать реализацию терминальных проектов: литовский проект показал, что все получается, но намного дороже. СПГ доставить возможно, но его еще нужно разжижать и т. д. Не надо забывать про стоимость рабочей силы», — констатирует Межевич.

Главный научный сотрудник Института Европы РАН Николай Межевич

Обходные туннели и газопроводы в Прибалтике имеют общую задачу: построение единой экономической системы в регионе без задействования России и Белоруссии, но это невозможно, что и подтверждает исторический опыт.

Спонсором FinEst указан китайский фонд Touchstone Capital Partners, который в России был замечен по вопросу финансирования проектов в Дагестане. Это может быть связано с проектом «Один пояс – Один путь».

Китайское участие в FinEst возможно теоретически

Заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» отметил, что проект «Один пояс – Один путь» является открытым, и там можно найти место для FinEst.

«Любая страна, которая захочет реализовать инфраструктурный проект с привлечением китайского капитала, может участвовать в «Один пояс – Один путь». По FinEst не видел информации, но Пекин обычно пытается реализовывать такие проекты с помощью своих капиталов, строительных компаний и оборудования», — заключает Луконин.

Только если брать Эстонию и Финляндию, то они имеют явные ограничения для большого китайского проекта.

Заведующий сектором экономики и политики ИМЭМО РАН Сергей Луконин

«Эстония и Финляндия в китайских документах не фигурируют, однако Пекин старается заходить в ЕС через малые страны, потому что в больших экономиках для него вход заказан», — констатирует Луконин.

Только FinEst – это слишком большие деньги, много проблем, нулевая рентабельность и отсутствие окупаемости.

Автор: Дмитрий Сикорский