Россия разрабатывает перехватчик для сноса спутниковой группировки США

Государственная корпорация «Ростех» 22 января 2021 года в своей публикации дословно сообщила следующее: «Разработка следующего поколения истребителей-перехватчиков уже начата. Проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) находится на стадии опытно-конструкторских работ».

Данная статья вышла как раз в праздник — День авиации войск ПВО России и была посвящена модернизации истребителя-перехватчика МиГ-31 до версии МиГ-31БМ.

После сообщения о дальнейшей работе над проектом ПАК ДП в российской прессе появилось ряд публикаций, в которых ставится под сомнение необходимость данной разработки, т.к. задачи по перехвату можно возложить уже на стоящие на вооружении истребители, а средства, выделенные на проект ПАК ДП, перераспределить на другие, более насущные цели.

Попробуем разобраться в этом вопросе. На сегодняшний день задачи по перехвату и уничтожению различных воздушных целей (бомбардировщиков, крылатых ракет, самолётов-разведчиков, самолётов-заправщиков и истребителей) в любых условиях и на любой высоте решает сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. МиГ-31 может уничтожать даже низколетящие спутниковые объекты.

Данная машина была принята на вооружение ещё в 1981 году и выпускалась до 1994 года. Всего было произведено 519 самолётов различных модификаций.

С 2008 года идёт активный процесс модернизации МиГ-31 до версии МиГ-31БМ, который должен быть завершён к 2023 году. Будет обновлено 114 боевых машин. Благодаря новому радару «Заслон-АМ» самолёт может обнаруживать воздушные цели на дальности до 320 километров и поражать их на дальности до 280 километров. Стало возможным одновременное отслеживание до 10 целей и поражение ракетами 6 целей.

Что важно, в версии МиГ-31БМ самолёт превратился в многофункциональную боевую машину. Он может взаимодействовать с зенитными ракетными комплексами ПВО, а также наводить на воздушные цели управляемые ракеты с других истребителей, которые подбираются к противнику на дальность поражения ракетным оружием в режиме радиолокационного молчания. Кроме этого, МиГ-31БМ способен играть роль своего рода воздушного командного пункта для координации действий истребителей других типов, у которых радары имеют меньшую мощность.

За счёт модернизации бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения эффективность МиГ-31БМ по сравнению с МиГ-31 выросла в 2,6 раза, однако, по мнению специалистов, на этом модернизационный потенциал системы фактически исчерпан. Конструкторы считают, что модернизация до версии МиГ-31БМ увеличит срок службы самолёта на 10 лет.

Таким образом, МиГ-31БМ смогут эксплуатироваться до 2033 года. Получается, что до этого времени в войска должна поступить новая боевая машина, способная решать задачи дальнего перехвата, обладающая более высокими лётно-техническими и боевыми характеристиками.

Наиболее оптимальным решением видится проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП). Конечно же, конструкторы не раскрывают всех деталей этой разработки. Но всё же по крупицам в открытой печати можно собрать информацию и на её основе прийти к определённым выводам.

Что очень важно по проекту ПАК ДП. Самолёт будет создаваться не с нуля, а на базе МиГ-31. Напоминаем, что было произведено 519 самолётов МиГ-31 различных модификаций. Этот истребитель-перехватчик имеет корпус из титанового сплава, ресурс которого практически неисчерпаем. Вывод: планёр МиГ-31 будет основой для ПАК ДП.

Таким образом, встаёт вопрос о соответствующей современной начинке нового истребителя-перехватчика. Полагаем, что ПАК ДП должен получить радар нового поколения – радиофотонный, имеющий высокий уровень эффективности. КПД радиофотонной РЛС оценивается на уровне 70%, а обычные радиолокационные станции имеют коэффициент полезного действия не более 40%.

Очевидно, что ПАК ДП получит вместо тросовой системы управления электро-дистанционную. Машина станет более манёвренной. Кроме того, это будет шаг и к беспилотной версии ПАК ДП.

Конечно же, новый истребитель-перехватчик будет оснащён новыми либо улучшенными двигателями. Только они смогут ему обеспечить скорость 4,3 Маха (более 4500 км/ч), а по некоторым данным – до 5 Махов.

Следует заметить, что максимально допустимая скорость полёта МиГ-31БМ достигает 3400 км/ч, это позволяет им в кратчайшие сроки выходить на рубеж пуска крылатых ракет стратегическими бомбардировщиками противника. А у ПАК ДА данный показатель будет выше, как минимум, на 30% — 4500 км/ч.

Ракета класса «воздух-воздух» большой дальности Р-37М имеет максимальную дальность поражения 300 километров. Радиус боевого действия МиГ-31БМ – 720 километров. С ракетой Р-37 МиГ-31БМ с учётом его озвученного боевого радиуса действия может поражать воздушную цель на дальности до 1020 километров от аэродрома взлёта.

Это значительно превышает дальности поражения наземными комплексами ПВО. Например, дальность стрельбы ЗРК С-400 достигает 400 километров, а ЗРК С-500 «Прометей» — 600 километров. Таким образом, наземное ПВО по ряду боевых задач никак не заменит истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия в силу меньшей дальности поражения.

Именно поэтому на момент окончания срока эксплуатации на смену МиГ-31БМ должен прийти ПАК ДП, способный быстро выйти в нужный район и применить ракетное оружие по стратегическим бомбардировщикам до пуска ими крылатых ракет, а при необходимости поразить и сами крылатые ракеты.

Возможность достигать большой высоты вплоть до ближнего космоса позволит ПАК ДА работать по спутникам. Снос спутниковой группировки противника способен лишить его глаз и ушей, привести к потере управления.

Фронтовые истребители не способны решать задачи дальнего перехвата, т.к. их лётно-технические характеристики не дотягивают: у них нет такой высокой скорости и большого боевого радиуса действия. Поэтому не будем их сравнивать с МиГ-31БМ. Но возьмём новейший российский истребитель пятого поколения Су-57. Сравним лётно-технические характеристики истребителя Су-57 с характеристиками истребителя-перехватчика МиГ-31БМ.

Максимальная скорость Су-57 — 2600 км/ч, МиГ-31БМ — 3400 км/ч. Практический потолок Су-57 – 20000 метров, МиГ-31БМ – 20600 метров. Практическая дальность полёта Су-57 – в пределах 2000-4300 километров (в зависимости от режима полёта), средняя дальность полёта Су-57 – 2700 километров, МиГ-31БМ – 1450 километров.

Таким образом, истребитель пятого поколения Су-57 с точки зрения лётно-технических характеристик превосходит давно стоящий на вооружении МиГ-31БМ только по одному параметру – дальности полёта. На ПАК ДП этот параметр будет значительно улучшен.

На сегодняшний день в войска поступил один Су-57. До 2028 года в строю должно находиться 76 боевых машин данной марки. Очевидно, что такого количества самолётов Су-57 не хватит на решение задач по основному предназначению и на выполнение задач по дальнему перехвату.

Лётно-технические характеристики Су-57 и предполагаемое количество этих самолётов на вооружении говорят о том, что нашим Вооружённым силам нужна отдельная боевая машина – истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия.

Как утверждает РСК «МиГ», ПАК ДП будет применять новые виды авиационных средств поражения, он будет создан с применением новых технологий малозаметности, сможет перевозить необходимое количество вооружений и действовать на очень большом радиусе перехвата.

Таким образом, необходимость дальнейшей работы РСК «МиГ» по проекту Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) не вызывает сомнений. Использование при разработке в качестве основы истребителя МиГ-31 не потребует большого количества финансовых средств для решения данной насущной задачи.