Беспошлинные квоты
Власти Киева недовольны договором об Ассоциации с ЕС и желают переписать его условия. Причём – «кардинально». Что же так не устраивает украинское правительство, и как на него посмотрит из-за облаков «небесная сотня»? За что боролись?
По пунктам.
Через шесть лет после подписания договора об Ассоциации, украинская власть обнаружила, что квоты беспошлинной торговли слишком малы. Фактически, они исчерпываются уже в первый месяц каждого года, т.к. составляют 1-3% от уровня производства. Но это ещё полбеды.
Европа также поставила заслон перед теми группами товаров, которые не соответствуют европейским стандартам. Скажем, говядину и баранину Украина вообще не экспортирует, т.к. они не отвечают предъявленным требованиям. Зато квоты на них есть. Только продать нельзя.
Со свининой ЕС банально сыграл с Украиной в напёрсток. Договор об Ассоциации предусматривает её беспошлинную продажу, причём в обоих направлениях. В итоге, Европа экспортирует беспошлинно свою свинину на Украину, но отказывается её импортировать из Украины, выставив барьер в виде африканской свиной чумы. Украинские фермеры терпят убытки и требуют закрыть доступ на внутренний рынок беспошлинной иностранной свинины. Видимо, свиноводы – сепары, не хотят в Европу, пусть даже и за их счёт.
В промышленности ситуация немного «лучше»: беспошлинные квоты украинские металлурги исчерпывают не в январе каждого года, а ближе к апрелю. Но это когда речь идёт о трубах. Что же касается продукции машиностроения с высокой добавленной стоимостью, то её отсекают от европейского рынка тем же доводом несоответствия стандартам ЕС.
Наконец, до украинских властей стало постепенно доходить, что договор об Ассоциации – это открытие украинского рынка для Европы и защита европейского рынка от производителей Украины.
Европа идёт навстречу
Недовольство условиями договора было озвучено в прошлом году на саммите Украина-ЕС. В 29-й статье договора об Ассоциации предусматривается возможность его изменения каждые 5 лет. И вот, из Европы пришёл ответ. На первый взгляд, кажется удивительным, что Брюссель, принявший посильное участие в смене власти на Украине ради навязывания ей договора об Ассоциации, теперь пошёл на попятную. Но не всё так просто.
Итак, о чём сообщили президент ЕС Ш. Мишель и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен? Они пока ограничились общими выражениями об «углублении сотрудничества» в цифровой сфере, экологии, в реализации режима «открытого неба», а также:
«начале работы по оценке соответствия промышленной продукции».
Теперь переведём эти европейские грамматические конструкции на разумную русскую речь.
Ловушка готова захлопнуться
Озвученное желание пересмотреть условия Ассоциации не может быть направлено против интересов ЕС. Поэтому о росте квот для украинских производителей речь не идёт. Тут дело в другом.
По факту, за фразами о «свободной торговле» стоит желание ЕС получать из Украины строго ограниченный набор технических сельхозкультур. Увлечение гербицидами – это удар по экологии. Поэтому Европа стремится эти виды продукции у себя сокращать, компенсируя импортом из Украины, которую, образно выражаясь, превращают в кукурузное поле.
«Экологическая экономика» – вот ключевая фраза, которая многое объяснит. «Зелёные инициативы», скажем, предусматривают закрыть в Польше к 2040 г. угольные шахты. Но не останется в стороне и Украина.
Речь идёт о «грязных товарах», произведенных с использованием энергетики и источников с нарушениями экологии. Соответственно, для этой группы будут созданы дополнительные запретительные таможенные тарифы, которые исключат их попадание на европейский рынок.
В первую очередь запрет коснётся украинской металлургии. Квоты тут уже не помогут. Несоответствие стандартам закроет рынок ЕС для промышленности Украины окончательно.
В этом же ключе будут работать и требования по отказу от дешёвой электроэнергии АЭС и переходу к дорогой зелёной энергетике.
«Промышленный безвиз», таким образом – это следующая, за аграрной, удавка на экономике Украины, которая превращает её в сырьевой придаток Европы.
Наконец, договор про «открытое небо». Что это такое? В двух словах: для украинских авиаперевозчиков всё остаётся без изменений; но европейские авиакомпании получат права беспрепятственных полётов на Украину и внутри Украины.
Таким образом, недовольство Киева условиями Ассоциации Брюссель готовится использовать для того, чтобы пересмотреть статьи договора к ещё большей выгоде для ЕС, разумеется, за счёт Украины.
P.S. Когда премьер-министр Азаров прилетал в Москву и пытался убедить российского коллегу в том, что подписание Украиной договора об Ассоциации с Европой не означает отказа от сотрудничества с Россией, то услышал вопрос: а читал ли он условия договора? И тут выяснилось: нет, не читал…
Занавес.