МОСКВА, 2 февраля 2021, Институт РУССТРАТ. Современная история, особенно политическая, все чаще начинает напоминать капусту, где каждый следующий слой может противоречить предыдущему. Байден критиковал Трампа за разрушение отношений с союзниками Америки, но первое, что сделал он сам, попав в Овальный кабинет – буквально плюнул в душу Канаде. Казалось бы – зачем?
На первый взгляд, по официальной версии, исключительно по экологическим соображениям. Отзыв разрешения на строительство нефтепровода Keystone XL от канадских нефтяных песков к нефтеперерабатывающим заводам Техаса означает, что труба не пройдет через Монтану, Южную Дакоту и особенно Небраску, где находится крупнейший на планете водоносный слой Огаллала, обеспечивающий водой не только населенные пункты множества американских штатов, но и дающих ее для полива фермерским хозяйствам с суммарным годовым оборотом в 20 млрд долл. Мол, экологи опасаются, если с этой трубой, не приведи боже, что-нибудь случится, могут пострадать слишком много людей и бизнесов.
И вообще, мужчина обещал – мужчина сделал! Одним из пунктов программы Байдена было обещание приложить все силы, чтобы к 2035 году сделать США экологически полностью нейтральной страной. Так что отказ от строительства KXL – лишь первый звонок.
Предполагается точно отозвать разрешения по всем проектам, строительство которых по любой причине еще не началось, а также приступить к свертыванию вообще всего, что может негативно влиять на планетарный климат.
А что канадские компании потеряют 1,1 млрд вложенных в проект денег, команду борца за экологию нисколько не волнует. Как и тот факт, что магистраль остро требовалась и самой американской нефтянке, нуждающейся в тяжелой нефти, чтобы смешивать ее с собственной легкой, для получения составов, требующихся американской и мировой промышленности.
Таким образом, отказ от KXL ведет к потере работы не только у 17 работников отрасли в Канаде, но и потере большее чем 50 тыс. рабочих мест в самих США. А еще местные бюджеты графств лишаются транзитных доходов. Суммарный ущерб от решения 46 президента эксперты оценивают больше чем в 28 млрд долл за 7 лет. Но что может быть важнее экологии?!
Впрочем, под этим листом оказывается другой слой реальности. Как выяснилось, одним из бенефициаров проекта KXL является бизнес-империя братьев Кох, считающихся главными спонсорами Республиканской партии. Стало быть, запрет на проект является эффективным ударом по источнику финансирования своих политических противников. Словом, демократы в США сейчас валят не только одного Трампа.
Но и этот лист не последний. Под ним находится смысл бешеной раскрутки американскими экологами идеи вывода Соединенных Штатов к полной парниковой нейтральности. Закрытие «всех источников парниковых газов» означает, в том числе вывод из эксплуатации угольных, газовых и атомных электростанций. Впрочем, атомных – по другим основаниям.
А так как от электричества потребители отказываться не собираются, то генерацию потребуется заменить. Солнцем, ветром, чем угодно, лишь бы экологично.
По самым скромным подсчетам, такой шаг означает новые инвестиции в инфраструктуру объемом не менее 8 трлн долл за ближайшие 5–7 лет. И эти деньги должно дать государство. На их фоне возмущение правительства Канады, обсуждающее вопрос объявления экономических санкций против США выглядит сущей мелочью. В Белом доме уверены, что канадцы все равно никуда не денутся. Утрутся. Не впервой.
И скорее всего так оно все в конечном счете действительно получится. Слишком велика зависимость Канады чтобы суметь как-то ощутимо прижать своего южного соседа. А вот для всех остальных стран мира произошедшее является хорошим основанием задуматься о реальной степени договороспособности США как государства. Надеяться с Америкой договариваться на какие-нибудь короткие «купи-продай» еще можно, а вот на что-то серьезное, тем более выходящее за срок полномочий одного президента – уже нет.