Башня высотой почти 426 метров по адресу Парк-авеню 342, считается одним из самых высоких жилых здание в мире и была эпицентром яростной битвы миллиардеров со всего мира за право обладать элитным жильем в «среднем пальце» Нью-Йорка всего пять лет назад. Почему «средний палец»? Да потому что даже в ландшафте Нью-Йорка он выглядит как тот самый неприличный жест.
И вот спустя шесть лет, жители эксклюзивной башни теперь ведут битвы совсем другого рода — с архитекторами, строителями и друг с другом. Оказывается многомиллионные ценники не гарантируют беспроблемной жизни и могут стать прекрасной основой для сценария многосерийной саги в стиле «Санта-Барбара» с пикантными включениями в стиле «Пункта назначения». Претензии включают миллионы долларов ущерба, нанесенного водой из-за проблем с водопроводом и другими коммуникациями. Частые сбои лифта, стены, скрежещущие как ржавые переборки старого корабля, грохочущий мусоропровод и весьма «музыкальная» канализация, все это и есть главные прелести здания огромной высоты.
Менее чем через десять лет после того, как серия рекордных многоквартирных домов достигла новых эпических высот в Нью-Йорке, начинают появляться первые сообщения о дефектах и жалобах, вызывающих обеспокоенность по поводу того, что некоторые из используемых методов строительства и материалов не соответствуют инженерным требованиям. Прорывы в технологиях, которые только недавно позволили построить жилые башни высотой выше 300-х метров вызывают у инженеров серьезную обеспокоенность, так как многие из тех же проблем возникают и в других новых циклопических башнях.
Цены на жилье в этом здании соответствуют их высоте. Пентхаус на 96-м этаже был продан в 2016 году почти за $ 88 млн компании, представляющей саудовского магната розничной торговли Фаваза Альхокаира. Дженнифер Лопес и Алекс Родригес купили там квартиру площадью 1 220 квадратных метров за $ 15,3 млн в 2018 году, но без лишнего шума и скандала, быстренько продали ее примерно через год.
Руководство компании CIM Group, выполнявшей проект, заявило в своем заявлении, что здание «является успешно спроектированным, построенным и практически распроданным проектом», и что они тесно «работают совместно» с объединением совладельцев многоквартирного дома. В то же другой участник проекта, Macklowe Properties, от комментариев отказался и встреч избегает. Менеджер по строительству, Lendlease, заявил в своем заявлении, что они «связались с архитекторами по поводу некоторых жалоб от арендаторов, которые мы в настоящее время рассматриваем».
Г-жа Абрамович и ее муж Михаил, бывшие владельцы бизнеса, которые работали в нефтегазовом бизнесе, купили в 2016 году квартиру на верхнем этаже в башне площадью 1 070 квадратных метров почти за $ 17 млн, чтобы иметь дополнительное жилье рядом с жильем их взрослых детей. По ее словам, она была разочарована своей покупкой в первый же день, когда она покинула свой дом в Лондоне в начале 2016 года, чтобы переехать в квартиру, которая, как она думала, будет завершенной, и обнаружила, что ее квартира и здание все еще строятся. «Они пригласили меня в грузовой лифт, нагруженный стальными листами и фанерой, с оператором в грязной робе и в каске», — сказала она. «Вот так я и попала в свою симпатичную квартиру»!
После окончания строительства проблемы только обострились. В здании произошло несколько затоплений, в том числе две утечки в ноябре 2018 года, о которых генеральный директор здания, Лен Чарнецкий, сообщил жителям по электронной почте. Первая утечка 22 ноября была вызвана разрывом фланца водопровода высокого давления на 60-м этаже. Четыре дня спустя из-за «неисправности водопровода» на 74-м этаже вода затопила лифтовые шахты, в результате чего два из четырех лифтов не работали несколько недель.
По ее словам, после первого инцидента вода просочилась в квартиру г-жи Абрамович и на несколько этажей ниже, в результате чего был нанесен ущерб примерно в $ 500 000.
Другие делали аналогичные заявления. Владелец квартиры 84B назвал «катастрофическим» затопление, которое причинило серьезный ущерб четырем этажам почти на самом верху здания в 2016 году. Это стало основанием для отказа от весьма громкой сделки. Согласно источникам, знакомым с иском, потенциальный покупатель, у которого был контракт на квартиру за $ 46,25 млн, был членом семьи Бекманнов, владельцев бренда текилы Jose Cuervo.
По словам нескольких инженеров, которые работали над зданиями, многие из проблем, упомянутых в этом здании, происходят и в других сверхвысоких жилых башнях.
Все высотные здания раскачиваются на ветру, но на большой высоте это уже большая проблема. В электронном письме руководство разъясняло жильцам, что «сильный ветер» стал причиной остановки лифта и это привело к полутора часовому сидению в лифте одного владельца квартиры вечером 31 октября 2019 года. По словам инженера, попросившего не называть его имени, колебания ветра могут привести к тому, что кабели в шахте лифта будут сильно раскачиваться и это приводит отключению. Аналогично ведут себя лифты и в других очень высоких зданиях в Нью-Йорке.
По словам Люка Люна, директора архитектурной фирмы «Skidmore, Owings & Merrill», одной из самых распространенных жалоб в сверхвысоких зданиях является шум. Жильцы жалуются на скрежет металлических балок, когда здания раскачиваются, и завывания ветра в дверных проемах и шахтах лифтов. Особо раздражает жильцов грохот мусоропровода, он грохочет, как будто в нем взорвали бомбу, каждый раз когда кто то бросает туда мусор. Одно радует, жильцы не страдают от укачивания. Так высокие тонкие здания сильно раскачиваются на сильном ветру и архитекторы размещают наверху гигантские противовесы, которые гасят движения здания.
Проблемы в таких высотных зданиях сопровождаются значительными непредвиденными расходами. Согласно электронным письмам руководства, в которых упоминается рост страховых взносов и ремонтных работ. В 2019 году годовые общие сборы подскочили почти на 40 процентов.
Эдуард Слинин, житель, который был избран в совет директоров местного самоуправления в конце прошлого года, в 2020 году написал письмо соседям, в котором сообщалось, что расходы на страхование здания за два года выросли на 300 процентов. Согласно письму совета управляющих жилого фонда, повышение страхового риска было частично связано с ложным срабатыванием пожарной дождевальной установки и двумя «инцидентами, связанными с водопроводом» в 2018 году, которые обошлись зданию в $ 9,7 млн .
Некоторые жильцы также возмущены резким увеличением платы за посещение частного ресторана в здании, которым руководит удостоенный звезды Мишлен шеф-повар Шон Хергатт. Когда здание открылось в конце 2015 года, домовладельцы были обязаны платить взнос всего $ 1 200 в год, а в 2021 году этот платеж вырос до $ 15 000, несмотря на ограниченное время работы из-за ковидлы. И самое обидное — завтрак стал платный.
Группа жильцов поручила инженерной фирме SBI Consultants изучить механические и структурные проблемы здания. От первоначальных результатов жильцы впали в прострацию — 73 процента обнаруженных механических, электрических и сантехнических компонентов не соответствовали чертежам архитекторов, а почти 25 процентов из них «представляют реальные проблемы безопасности для жизни».
Жители разделились во мнениях о том, как решать проблемы здания. По словам г-жи Абрамович, обстановка в здании накаляется. Жильцам, которые отказываются оплачивать недавнее увеличение общих сборов, грозит $ 82 000 в виде штрафов за просрочку платежа, что более чем вдвое превышает средний доход семьи в Бронксе.
«Здесь все ненавидят друг друга», — сказала она, но по большей части жильцы пока терпят лишения «роскошной жизни» и не устраивают публичных скандалов, что бы не привлекать к себе внимания СМИ.
Использованные источники: The Downside to Life in a Supertall Tower: Leaks, Creaks, Breaks