Американские СМИ о Навальном

В последнее время меня иногда просят рассказать, знают ли американцы о Навальном. Освещают ли американские СМИ тему его отравления, ареста и акций в его поддержку? Насколько известным является в Америке этот человек, которого многие в России считают агентом Госдепа?

Ответить за «среднестатистического американца» нелегко, но можно бесспорно сказать вот что: события вокруг Навального стали одной из самых громких «зарубежных» историй, о которых американские СМИ рассказывали своей аудитории в последнее время. Правда, в западном восприятии личность Навального несколько упрощена — почти до уровня литературного героя.

Стоит начать с того, что американцы не очень много внимания уделяют иностранным новостям. Америка страна большая, её гражданам есть на что поглазеть не выезжая за границу. У многих из них даже паспортов нет! И баланс новостных выпусков как правило отражает это — в США хватает внутренних злободневных сюжетов, без того, чтоб захламлять мозги зрителей историями из-за рубежа. Для любителей такого существуют отдельные источники — подкасты, газеты, и так далее.

Но, иногда какие-то отдельные истории всё же заслуживают место в вечерних выпусках новостей. Как правило это истории глобального масштаба: войны, катастрофы, военные перевороты, теракты… И Навальный.

Для американцев история Навального формируется в очень простой нарратив: он главный оппозиционер страны, самый видный и яркий внутренний враг Путина. Президент России остаётся самым известным русским, он давно превратился в эдакую страшилку — в сурового и опасного махинатора, который чуть ли не лично виновен во всех претензиях Запада к российскому государству: от Крыма и вмешательства в американские выборы, до отравлений и допинга на Олимпиаде.

Для простоты восприятия американской аудиторией, Навального всегда обозначают относительно российского президента. Знакомое имя «Путин» всегда вынесено в заголовок, всегда пишется более крупным шрифтом, и уж только потом, шрифтом поменьше, по имени называют самого оппозиционера: «ВРАГ ПУТИНА, Алексей Навальный».

При этом личность Навального отлично вписывается в простую легенду: есть «злой Путин», а есть «лидер оппозиции Навальный». О нём рассказывают американской публике не в целях пропаганды, а потому что это красивая история о борьбе с несправедливостью. Эдакая «Игра Престолов» в настоящем мире (пусть и в абстрактной, далёкой России).

Именно поэтому после того, как Навальный был отравлен, телеведущая программы «60 минут» отправилась в Берлин брать интервью у него и его жены. Будь Навальный американским политиком, у него наверняка бы спросили о каких-то его более спорных взглядах: ему пришлось бы оправдываться за ранние заигрывания с национализмом и отвечать на критику об отсутствии «положительной повестки». (Всё то, что постоянно предъявляют Алексею независимые СМИ в России, в стремлении быть объективными.)

Но для американских зрителей конкретные политические взгляды Навального не так важны — важнее его роль как главный враг Путина, смело вернувшийся на родину, несмотря на неминуемый арест.

Американские СМИ охотно освещают все новости, которые попадают в этот шаблон борьбы добра и зла. Например, на следующий день после того, как суд приговорил Навального к колонии, это заслужило место на первой странице New York Times. «Тюремный срок затыкает голос главного критика Путина» — в заголовке снова нет фамилии главного героя, она фигурирует в первом предложении.

Кроме этого NYT напечатали в отделе «от редакции» полный перевод выступления Навального в суде. А неделей раньше посвятили политику целый выпуск своего получасового подкаста. Там московский корреспондент вкратце пересказал всю карьеру Навального: от блогера и миноритарного акционера, до выборов мэра Москвы, президентской кампании, расследований в Ютубе, отравления и задержания.

Вообще, довольно много американских подкастов из тех, что я слушаю, затронули за последние пару недель темы Навального, его судов, и протестов на улицах российских городов.

А ещё, многие СМИ опубликовали картинку, где он показывает пальцами сердечко своей жене, прямо из клетки для подсудимых.

Ну согласитесь, это же очень сильный кадр, и он так здорово вписывается в общую структуру «легенды Навального».

История с арестом Алексея была наверное главной из зарубежных новостей, до момента, когда случился военный переворот в Мьянме. Протесты в России американские СМИ освещали примерно так же подробно, как ранее протесты Жёлтых Жилетов во Франции. Думаю, любой американец, кто хоть как-то следит за новостями из-за рубежа, если не сможет сам вспомнить его по имени, то скорее всего знает, что есть в России какой-то враг Путина, которого пытались отравить.

Ну а сам Навальный… Наверное ещё слишком рано сравнивать его с Нельсоном Манделой, но уже по крайней мере можно начинать об этом задумываться.

автор : Лёвик в Нью Йорке и других местах