Американский штат Техас считался родиной двух революций: сланцевой и так называемой зеленой. По состоянию на декабрь 2020 года там работало 150 ветряных электростанций общей установленной мощностью более 30 000 МВт.
Институт альтернативной энергии (AEI) любил козырять, что как только доля ветряной генерации в Техасе в 2016 году превысила порог в 13%, оптовая цена на электричество там опустилась до исторического минимума в 25 долларов за мегаватт-час. Тем самым даже вызывав банкротство некоторых тепловых станций, что служило доказательством правильности «зеленого выбора».
А потом случился февраль 2021 года, когда в Техас пришли морозы, навалило снега и задул сильный ветер, вынудивший остановить работу 41% всех установленных в штате ветряков. Да еще, чтобы они не обмерзали, лопасти приходится греть, что превратило ветряки из генераторов в потребителей энергии. Впрочем, как выяснилось, сланцевые скважины тоже нуждаются в подогреве. И тоже весьма существенном.
В результате оптовая цена на электроэнергию в Техасе 15 февраля подскочила до 9 тыс. долларов за мегаватт-час, что на 3466% выше цен в минувшую пятницу. И даже за эти деньги электроэнергии не хватает. Спрос на нее достиг почти 70 ГВт, что является абсолютным рекордом не только штата, но и страны.
Чтобы хоть как-то бороться с продолжением роста цен на электричество, местный регулятор и оператор ERCOT ввел жесткие лимиты на потребление «в одни руки». Электричество и так подорожало в 35 раз (!) за 48 часов. 9 тыс. долларов за мегаватт-час на западном хабе Хьюстона, это практически 660 рублей за киловатт-час. На опте! В розницу потребитель платит минимум на треть дороже.
Что это означает на практике? На практике это означает, что для того, чтобы обогреть дом, потратив на это 100 кВт/ч, вам надо будет заплатить около 630-750 долларов. Или, если у вас престижная Тесла, то, чтобы завтра проехать очередные 400 км, вы также должны будете заплатить около 720 долларов.
И ладно бы Техас, слабо знакомый с понятием морозов, но точно такая же картина наблюдается в соседней Оклахоме. Ее было модно ругать за недостаточную «зеленость», так как свыше 80% местной генерации являлась газовой. Из-за чего тот же Техас использовал эти мощности для компенсации «генерационной пилы» своих ВИЭ.
Теперь же, когда все соседи прибежали в панике – дай энергию, дай, дай, дай! – тепловые станции Оклахомы переведены на максимальную нагрузку. Из-за роста их спроса на газ, цены на него за прошедшие два дня тоже поднялись – в 40 раз (!), с 9 до 377 долларов за миллион британских тепловых единиц.
Тут возникает два вопроса. Первый. Можно ли полностью доверить такую отрасль, как энергетика, полностью и только одному рынку и коммерческим компаниям? Ответ, на наш взгляд, очевиден. Они, конечно, готовы и с радостью понимут цену в 35-40 раз и выше за электроэнергию для населения. За неделю, как в Техасе. Но вот будет ли готово и способно платить такие деньги население? Большой вопрос. И во что это выльется власти?
Второй. Можно ли списать происходящее на непредвиденный случай? Это смотря где. Так, например, в России энергетическая инфраструктура планируется исходя из уровня спроса в самые холодные сутки и самую холодную пятидневку, из зарегистрированных на конкретной территории за все время климатических наблюдений.
На этот уровень в обязательном порядке ориентируются все, включая строителей и ЖКХ. Если инфраструктура к такой пятидневке окажется не готова, и квартал домов или часть региона замерзнет, разбираться с очевидной управленческой ошибкой приедут не только журналисты, но и хмурые ребята из Прокуратуры и Следственного комитета.
Впрочем, так система устроена в России. Как считают либералы и фрики от зеленой энергетики – плохо. В США, как легко убедиться, все оказалось иначе – «хорошо». Где она правильнее, особенно в хороший русский мороз, когда на лету замерзают не только птицы, но и горячая вода, каждый может оценить сам. Равно как и про неоспоримость преимуществ ВИЭ – тоже.