НАЭК «Энергоатом», отказавшись от вывоза в 2021 году отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с атомных электростанций Украины на переработку и временное хранение на радиохимических предприятиях Российской Федерации, сэкономит на этом 200 миллионов долларов, заявил в среду вице-президент «Энергоатома» Герман Галущенко.
В конце декабря временно исполняющий обязанности президента «Энергоатома» Петр Котин заявлял, что «Энергоатом» с 2021 года не планирует вывоз ОЯТ с атомных электростанций Украины в РФ. «Мы официально отказались на этот год от вывоза партий отработанного ядерного топлива в РФ. Речь шла о трех партиях, суммарно где-то по году это экономит компании и государству в целом около $200 миллионов», — сказал Галущенко в ходе форума «Украина 30. Платежка».
Госпредприятие «НАЭК «Энергоатом» и американская Holtec International в декабря 2020 года завершило строительство первой очереди ЦХОЯТ (рус. — Централизованное хранилище отработанного ядерного топлива; укр. — Централізоване сховище відпрацьованого ядерного палива) в Чернобыльской зоне, на котором следующие 100 лет будет храниться отработавшее ядерное топливо с Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС.
Оборудование американской компании Holtec International установлено, начата его наладка, испытания и получение необходимых лицензионных документов.
Решение о строительстве ЦХОЯТ было принято укровластями еще в 2012 году. Проблема хранения такого топлива на Украине обострилась после разрыва экономических отношений с РФ, куда его отправляли на хранение в предыдущие годы. Сейчас украинские АЭС им переполнены.
На самом же деле все не так просто, как хочет представить господин Котин. Во-первых, даже по оптимистичным планам «Энергоатома», размещение отработавшего топлива в ЦХОЯТ станет возможным не ранее мая 2021 года. Во-вторых, достройка ЦХОЯТ будет еще много лет стоить «Энергоатому» немалых денег и, согласно плану, закончится аж в 2040 году. В-третьих, у Украины, в отличие от России, в принципе нет технологий переработки ОЯТ, извлечения из него ценных и остекловывания непригодных элементов.
Общая стоимость строительства изначально оценивалась в 37 миллиардов гривен, но, думается, в итоге будет гораздо большей. Разумеется, упомянутые суммы не включают расходов на эксплуатацию централизованного хранилища, что ставит под большой вопрос наличие хоть какой-то экономии от самостоятельного хранения ОЯТ.
Не говоря уже о том, что «Укрзализныця» еще даже не собиралась приступать к строительству 43-километровой железнодорожной ветки Вильча — Янов, без наличия которой доставлять ОЯТ в хранилище можно будет разве что дирижаблями. Дело в том, что сейчас единственная железнодорожная ветка, ведущая к бывшей Чернобыльской АЭС, проходит через территорию Белоруссии со стороны Чернигова. По ней возить ОЯТ с Ровенской, Хмельницкой и Южно-Украинской АЭС — это не только немалый крюк, но и необходимость согласования таких перевозок с белорусскими властями.
Раньше эта ветка тупиковой не была, а соединялась с железнодорожной сетью западнее, в Овруче. Но к 2007 году эксплуатация участка Вильча-Янов на этом направлении прекращена. А после были разобраны и рельсы. Денег на восстановление данного участка (а речь идет примерно о миллиарде гривен) украинское Министерство финансов не только не выделило в 2020-м, но и не запланировало в бюджете на 2021 год.
ЦХОЯТ расположено всего в ста километрах от Киева.