О хорошо забытом старом (Volga69)

 Освальд Шпенглер  (1880-1936)

       В   связи  с   участившимися  дискуссиями     по   вопросам   изучения    общества,    вернусь   к   тезису   про   новое  как  хорошо   забытое   старое.    Рассмотрим    «Закат  Европы»    и   в   качестве        инструментария,  и   в   совпадении   прогнозов   с   реальностью , и  с   проявлением  тенденций      спустя  100  лет.  В    самом   начале   Шпенглер   очень  разумно  ставит   вопросы   методологии   и   констатирует, что  исследование   должно   быть: 

— ограничено  местом  и  временем,

— рассматривать  отношение  к   видимой   истории  и   культуре, жизни, природе,

— формы   государства, права, хозяйствования,

— состояние   науки, искусства, мировоззрение, великие  люди  и   события.

        Обязательно  нужно учитывать, что каждый наблюдатель  получает индивидуальное восприятие  окружающего согласно своим  индивидуальным  особенностям. Поэтому  для  объективного исследования  нужно освободиться  от личных предрассудков. В  исследовании сочетаются  два   принципа: образа  (исторический) и закона  (естественнонаучный). Эта двойственность отражается в   разнице  между  историческим   и  природным   впечатлением   от  мира.

     Далее  Шпенглер  отмечал, что  если  неживые  формы (вещество) исследует  математический  закон  (то  есть  подразумевается, что закономерность  может  быть отражена  математическим  выражением), то  для исторических  форм  постижение  должно  заключаться   в  аналогии, то  есть  сравнении  с  подобным, имевшим  место  ранее. При  этом  должна использоваться   правильная   техника    сравнения (сравнение  не  образа,  а   морфологического  сходства, родства   формы, расположения    явлений   в   причинно-следственной   связи). 

       Шпенглер  подчеркивал, что   феномен   истории  заключается   в   том,  что  в   первую  очередь  она  образована  сменой  культур.  Всякая   культура,  подобно   человеку,  проходит    стадию  зарождения, юности, зрелости,  увядания  и   гибели.

        Очень  важное  утверждение  «Нет   никаких   вечных   истин.  Каждая  философия  есть   выражение  своего, и   только   своего  времени,  и   не  существует  двух эпох, перед  которыми стояли  бы  одинаковые   философские   задачи».  Истинная  философия  в  лучшем  случае   отразит  в  себе   всё  содержание  эпохи.

                                Теперь   непосредственно  к  анализу   Шпенглера.

  1. Он полагал, что западноевропейская  культура  сформировалась в  период  с  X по  XX  века. Она  является   небольшой  частью  исторической  картины  мира. Полагать  это  центром   мира  —  обман   и   тщеславие, поскольку  история  древнего  Египта   и   Китая  не   менее  значимы.  Построение   истории  с   западноевропейской   культурой   в  качестве  эпицентра  — ошибка. История  не   должна   истолковываться, исходя  из  политических, религиозных   или  социальных   убеждений.  Нельзя  измерять  исторические периоды  абсолютными  понятиями  (просвещение, гуманность, экономическая  эволюция, господство  над  природой,  научное  мировоззрение), поскольку   в первую   очередь  изучается  процесс, а   не   результат.
  2. Человечество  развивается   без   глобального   плана, и  разные процессы  возникают и  протекают  в  разных  местах,    в   различное  время  и  в разном  темпе. Поэтому установление   временных  границ и   деление  на  древность — средние века — новое время    является  продуктом   сирийско-иудейского  гностицизма   и    не   отражает   накопленных  фактов.
  3.  Характер  мышления   определяется   географическими  условиями. Западные   философы   не   осознают  относительность  своего  западноевропейского   мышления  и   допустимость   применения   их   выводов  только  в    рамках   людей  определенной    культуры.  Декларируемая   ими  общезначимость  —    это ошибочное   перенесение  своих   субъективных качеств  на  других. (это  один  из ключевых выводовШпенглер  отрицал  приемлемость  западноевропейского   мировоззрения   для   остального   мира.) 
  4. Философская   мысль  современной   Европы   из   абстрактно-систематической сферы  переносится  в  практически-этическую (проблема  познания   подменяется   проблемой   жизни — воля  к  власти,  воля  к  действию).
  5. Европейские   ценности  носят  местный   характер  и  имеют   значение  для  ограниченного   круга   современной   интеллигенции   больших   городов. Они  не   могут   рассматриваться   как   всемирно-исторические  и  вечные. ( приводится  цитата из  «Так  говорил  Заратустра» Ницше :  «Плохо жить в городах: там  слишком   много   обуреваемых   сладострастием»)
  6. Неоднородность  общества  исключает  абсолютно   правильное и универсальное  решение  проблемы. «Другие  культуры  говорят  другими  языками.  Для  других  людей — другие   истины».

В пунктах 3-6 автор подчеркивает, что философская наука стала не исследовать общество, а обслуживать интересы определенных групп в завоевании власти и обосновании европейской экспансии на весь мир под предлогом мессианства. Это абсолютно  неверно  по отношению к   другим   народам  и их  культурам.

7.  Для   правильного   анализа  необходима   полная   независимость  от  практических  интересов.

Далее Шпенглер развивает эту мысль :  нельзя  ориентироваться   на  прогнозы политиков, экономистов, политических   партий, поскольку  они  заинтересованы  в  сохранении  и  получении  власти.

8. Гибель  Запада   является   проблемой   цивилизации. Исторический  процесс приводит   к   постепенному   отложению  неорганических    омертвевших   форм. Вместо богатого  формами, сросшегося  с  землей   народа – новый  кочевник, паразит, обитатель   больших  городов, лишенный   традиций, выступающий  бесформенной  текучею  массой, неверующий, с развитым  умом, бесплодный – это  огромный  шаг  к   неорганическому. Мировой  город означает  собой  космополитизм  вместо  «родины»,  холодное  преклонение  перед   фактами   вместо   благоговения   перед   традицией  и  исконным, «общество»  вместо   государства, «естественные  права» вместо приобретенных.  Миросозерцание   становится   вопросом   денег. Борьба  с традицией   становится  борьбой  с   культурой. Натурализм  во  всех  половых  и   социальных   вопросах,  возвращающийся  к  первобытным  инстинктам  и  состояниям. «Воля  народа» будет  определяться  тремя  или четырьмя  органами   периодической   прессы.  Все  решает  небольшой   круг   лиц,  имена  которых   вовсе  не   принадлежат  к   популярным,  тогда   как  большая  группа  политиков   второго   разряда   и   журналистов, подобранных по  провинциальным   горизонтам,  поддерживает    иллюзию  народного   самоопределения.  Нет   войн  за   идею, только  экономические интересы.

   Как   видим, Шпенглер   удивительно  точно  обрисовал   основные   векторы, которые  глобалисты  реализуют  в  перестройке мира   по   своему  сценарию и подчеркнул, что  единственной  целью  в  этом являются  не  культура и  благополучие   каждого  человека,  а   деньги.

9.  Империализм   есть типический символ   конца и   неизбежная   судьба   Запада. Культурный   человек   носит   свою   энергию   в себе, цивилизованный расходует её  вовне. Шпенглер приводит фразу Сесиля Родса : «Расширение – это всё». Тенденция к распространению  порабощает  людей  и заставляет  их  служить  себе. Но современность   представляет   собой  переходную   стадию,  будущее  Запада  не  будет безбрежным  движением  «вверх»  и  «вперёд». Понятие  «свобода»  не   означает  вольность  в    действиях,  а    подразумевает   выбор  между   совершением    необходимого   или   отказом  от   него. Только   это   должно    расцениваться   как     реальное   благо.

10. Современное  искусство  создает всё новые лживые стили  и  ведёт  к  утрате  духовных сил  и  потере  понимания  человеческого   назначения.

       Исходя   из   трактовки    Шпенглером   истории  как  смены  культур,   развитием   этого   тезиса    будет   искажение  истории    и   вытеснение   эстетичности   и   красоты   в   культуре  как   главного  инструмента  формирования  примитивного    индивида   с    низменными   наклонностями.  Здесь  мое   понимание   проблемы  абсолютно    созвучно   автору — мы    запустили   в    организм   вирус  ,  который    медленно    убивает  национальную  идентичность, традиции  и  духовность.

11. Современные  философы перестали  влиять  на  экономический  и  технический  прогресс   и   улучшение  хозяйственной  жизни, а   стали   подобны   пропагандистам   или  заниматься обоснованием  экстенсивной деятельности. Этическая философия выродилась в скептицизм. Подлинная  философия должна  отражать  связь  науки, искусства, психологии, религии, отношения индивидуума  к  государству, формы  государственного   управления  и  войны,  связи   органического  мира  с   естественнонаучным.

       Шпенглер в  своем  исследовании   сумел   выявить   суть  образования  теории  «европейской»  цивилизации. Она  была   выработана   в   Лондоне   Джоном  Локком,  Энтони  Шефтсбери,  Сэмюелем  Кларком  и  особенно  Иеремией   Бентамом   и    занесена   в   Париж   Бейлем,  Вольтером  и  Руссо. 

     В сопоставлении  с  историческим   периодом  становится  понятно, что  это  философия  британской  мировой   колониальной   империи,  которая  была  вынуждена  резко   активизировать  её  развитие   после   потери  13  американских колоний   в   конце  XVIII  века.

Шпенглер   предупреждал,   что   через   несколько   столетий  больше  не будет  западноевропейской   культуры,  немцев,  французов,  англичан.  Перестанет существовать облик народов, который  характеризуется   единством   внешних  проявлений.

         Единственная  его   ошибка  заключается  в  том, что   сформулировав   зависимость  хода  исторических  событий  от случайных   поступков  людей, он   не  предполагал, что   уничтожение  западноевропейской  культуры  будет  умышленно форсироваться    в   угоду   финансовым  глобалистам.  И,  поскольку   нынешняя  трактовка  истории — это  в  первую  очередь история  государств, которые   стали   помехой   глобальным  корпорациям  —   эта  история  будет  искажаться   и  уничтожаться.

Авторство

1 комментарий

  1. Шпенглер сумел провести достаточно полный анализ благодаря сочетанию естественнонаучного и философского образования. Его прогнозы основаны на подробном исследовании развития математики, физики, литературы, искусства и исторических событий. Незадолго до своей смерти в 1936 году в письме на имя Ганса Франка он предрекал кончину Третьего рейха в течение 10 лет, а мировую войну полагал началом агонии европейской цивилизации.

Комментарии закрыты.