Вопрос интеграции Донбасса с Россией имеет два принципиальных аспекта: политический и экономический.
В политическом отношении, в текущей конфигурации геополитических факторов и физических рисков для остальной экономики России, включение Республик в состав РФ в настоящий момент нецелесообразно, как для России, так и для ЛДНР. Неизбежные негативные последствия (в первую очередь санкционные), по своему масштабу, заведомо превышают любую иную пользу от подобного шага.
Хотя его подготовку для реализации в будущем вести необходимо. В частности, через продолжение приема в российское гражданство жителей Донбасса, а также усиление интеграции системы образования Республик с аналогичной системой России. В особенности, в части проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по российским нормам в ЛДНР, чтобы упростить выпускникам донбасских школ поступление в российские ВУЗы.
Таким образом, ключевым на данный момент становится обеспечение условий для наращивания степени экономического объединения Республик с РФ. Его целью следует считать выведение экономики ЛДНР до уровня, обеспечивающего ее достаточную внутреннюю устойчивость, в качестве основы республиканской государственности, а также минимизации зависимости Республик от российской гуманитарной помощи.
По данным ФТС РФ за один лишь 2016 год поставки российского продовольствия на Донбасс стоили России 222 млн долларов. Еще на 719 млн долл составляли поставки газа, около 62,5 млн долл – электричества.
Таким образом, даже без учета расширения объемов поддержки в последующий период, общая сумма содержания Донбасса превышает 1 млрд долл. в год. Эти расходы, безусловно, необходимы, однако они могут (и должны) быть уменьшены путем развития внутренней экономики региона.
Необходимая к тому промышленная база в Республиках есть, хотя она серьезно, до 400%, изношена по основным фондам, а также на 60 – 80% разрушена в результате боевых действий 2014 – 2015 годов. Однако ее восстановление, тем более техническая и технологическая модернизация, способна вернуть Донбасс на уровень мощного промышленного кластера, как обеспечивающего внутреннюю занятость и высокий уровень жизни населения, так и стать элементом усиления промышленной мощи России.
Для этого требуется решить четыре ключевые задачи: обеспечить ЛДНР водой, электрогенерацией, прямой железнодорожной связью с российской транспортной сетью, и интегрировать банковскую систему Республик в аналогичную систему РФ. Последнее наиболее важно, так как Республики не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для запуска промышленного восстановления, а без них все упомянутые затруднения не могут быть разрешены физически.
Так как ведущие системообразующие банки России, из-за очевидных рисков, в решение такой задачи задействованы быть не могут, сделать это целесообразно через организации, уже сейчас мало чувствительные к санкциям. Например, крымские банки, а еще лучше, через использование сотрудничества с финансовой системой Южной Осетии.
Цхинвал и так находится в международной «серой зоне», расширение его контактов и запуск совместных проектов с Донецком и Луганском каких-либо серьезных дополнительных сложностей ему не создаст. В то же время взаимодействие России с ЮА также находится вне пространства западных санкций. Хотя попытки таковых ожидать несомненно стоит.
Таким образом, Россия сможет усилить экономическую интеграцию с Донбассом, сохраняя политический аспект процесса на необходимой пока паузе.