Как русские Ан-124 к рукам прибрали

Член комиссии при президенте России по вопросам развития авиации Юрий Сытник заявил, что российская авиастроительная отрасль уже в самое ближайшее время может модернизировать тяжелый дальний транспортный самолет Ан-124 «Руслан» и возобновить его выпуск под другим (собственным) брендом. Пуканонада с берегов Днепра была ему ответом.

Эта история, в общем-то, началась не сегодня. В октябре 2006 года Комитет по вопросам экономического сотрудничества украинско-российской комиссии, работавший тогда под руководством еще Ющенко с украинской стороны и Путина с российской, принял решение продолжить реализацию проекта Ан-124. В том числе — имея в виду возможное возобновление серийного производства. По крайней мере, в августе 2007-го было подписано соглашение именно о возобновлении «серийки». Были и заказчики: компания «Волга — Днепр» планировала до 2030 года приобрести до сотни модернизированных Ан-124-100М-150.

И проект какое-то время даже довольно успешно, хоть и не без сложностей, развивался. В июне 2008 года ОАК (российская Объединенная авиастроительная компания), получившая всю необходимую документацию, и Ernst & Young, отрабатывавший маркетинговую и торговую стратегии, завершили подготовку бизнес-плана проекта. В соответствии с этим документом для начала производства самолета требовалось получить подтвержденные предзаказы не менее чем на сорок машин, и эти заказы были получены.

Самолеты должны были полностью производиться на Ульяновском заводе, с 2012 года — по паре лайнеров в год. Стоимость нового Ан-124 тогда, на 2008 год, составляла примерно 150-160 миллионов долларов.

А потом в дело вмешались американцы. И тогдашний директор «Антонова» Дмитрий Кива объявил, что возглавляемое им предприятие совместно с U.S. Aerospace допустили к участию в тендере Минобороны США на поставку самолетов-топливозаправщиков на 50 миллиардов долларов. КБ «Антонов» тогда представил на тендере три различные модели самолетов: Ан-112-KC, Ан-122-KC и Ан-124-KC. И поэтому совместная с русскими программа может идти лесом: с «новыми западными партнерами» Украине и без нее хорошо.

Тендер состоялся. КБ «Антонов» вполне предсказуемо вылетело из него в первом же туре. Но работа по совместной с русскими программе всё равно была «приостановлена» до 2016 года. И, как позднее выяснилось, до «никогда»: в 2014 году Украина объявила о разрыве сотрудничества, да и «Антонов» фактически развалился до такой степени, что тот же Дмитрий Кива уехал оттуда в Азербайджан, где украинский академик, лауреат, профессор, доктор технических наук и даже Герой Украины тихо «пенсионерствует» в наши дни, подрабатывая советником главы местной гражданской авиакомпании «Азербайджанские авиалинии». Сам же завод Антонова теперь выглядит вот так:

Но на этом тема не закрылась. СМИ ранее неоднократно сообщали о «закрытых переговорах» Объединенной авиастроительной корпорации с «Антоновым» именно по «Русланам». Результаты (да и сам факт) тех «закрытых консультаций» нам, конечно, неведомы. Но очень похоже на то, что российская сторона решила на все плюнуть, модернизировать машину самостоятельно и выпустить под независимым брендом: и технические, и юридические основания у ОАК для этого есть.

Нет, безусловно, украинская сторона будет по-прежнему изо всех сил настаивать на том, что Россия не может и не имеет права. Но вообще «Руслан» — это уже и сейчас по сути своей скорее российский (по оценкам экспертов — где-то на 95%) аппарат. А украинское самолетостроение отличается от российского так же, как самая большая в мире вышиванка от космодрома Восточный.

В рамках этого формата Украина так долго и старательно отказывается от великого советского наследия, что и переход бывшего советского авиапрома под российский флаг выглядит более чем логичным.

Источник материала