О зарплатах руководителей школ, школьной коррупции и возможности заработка для сотрудников

Какова зарплата директора школы/главного бухгалтера/заместителей? Долгое время данная информация носила очень конфиденциальный характер, т.к. по формальному признаку директор и его функциональные помощники не входят в категорию государственных служащих и  не попадали под механизмы публикации своих зарплат. Но, постепенно все меняется и данные стали попадать в открытый доступ. Поэтому формально, никакие принципы не нарушаются. Итак, что мы можем увидеть по вот этой ссылке:

https://www.gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/2018/05/21/%D1%8…

Я сознательно привожу интересующий меня район, но те, кому будет интересно могут посмотреть остальные районы по данному официальному сайту правительства Санкт-Петербурга.

А видим мы, что в среднем, зарплата директора школы находится в рамках 120 — 180 тысяч рублей, главного бухгалтера 90 — 120 тысяч рублей, заместителей директора в диапазоне 65 — 120 тысяч рублей. Есть отдельные исключения, но в целом, можете убедиться, они не сильно меняют общую картину. При этом, особо подчеркну, в отличии от государственного служащего на директора никто не накладывает ограничений в плане соучредительства/руководства в коммерческой структуре и занятия предпринимательской деятельностью. В связи с этим открывается столько интересных возможностей, не так ли?

Касательно школьной коррупции в этом разрезе. Безусловно данные зарплаты существенно способствовали снижению общего уровня коррупции в школах, но полностью не исключили. Иногда это нельзя даже назвать коррупцией, а скорее использованием административного ресурса и своего положения. Безусловно, это тоже является нарушением закона, но идёт несколько в другой плоскости.

Пример 1.

Самый типовой и распространенный. Почасовая аренда спортивного зала школы для частных лиц. Сценарий из разряда — собрались мальчики-девочки поиграть в футбол/волейбол/баскетбол. Для реализации механизма сдачи школьного имущества в аренду требуется пройти довольно трудоемкую и ресурсоемкую процедуру, которая на финальной стадии включает в себя визу комитета по управлению городским имуществом. Но ведь эти условности так сложно проверить, ведь можно просто пустить группу желающих и взять с них тысяч 5 рублей за вечер игры в зале. Нигде и никак эти деньги не проводя, в любом случае на небольшой перерасход коммунальных платежей особо никто не обратит внимание. 5 тысяч с коллектива — это по 100-200 р. с человека. Но они при максимальной эксплуатации (зависит от аппетитов и наглости) руководителя могут трансформироваться еще в 150 тысяч в месяц. Наверное, неплохо.

Пример 2.

Этот пример посложнее, т.к. эксплуатирует отдельные послеурочные кружки и секции. Человек ведущий секцию, чаще всего, оформлен в школе и получает зарплату через бухгалтерию со всеми отчислениями. Но в результате, его доход резко падает, т.к. по сути он почасовик и его ставка, обычно, очень невелика (это касается чаще всего всяких спортсекций). Безусловно, ему это не нравится и в силу вступают двухсторонние договоренности (с одной стороны директор и школа с другой — родители детей). Скажем, тренер договаривается со школой, что стоимость секции для детей официально будет не 2000 в месяц, а 1000. При этом оставшуюся тысячу делят между директором и самим тренером, а родители платят две тысячи, но тысячу проводят через бухгалтерию, а 1000 отдают на руки тренеру. Вариации могут быть разными, в зависимости от степени подкованности и фантазии участников процесса.

Пример 3.

Организация экскурсий. На этом могут зарабатывать все участники процесса. Директор, замы, учителя. Зависит от особенностей внутренних негласных договоренностей. Обычно это может происходить так: приходит представитель туристической фирмы к заместителю директора по воспитательной работе и говорит — у вас ведь есть по плану экскурсии в ….. (в рамках, скажем, программы по литературе). Если вы поможете вывезти параллель каких-то классов (скажем 3) комиссия 10% — ваша. Наличными и на руки. При этом договоренность может быть и с учителем. Ну а дальше арифметика — 3 класса по 25 человек (75) на экскурсию, скажем, в Пушгоры стоимостью 5000 рублей с человека за 3 дня. Получаем 375 тысяч. 10% — 37.5 тысяч. Ничего не сделал, а денежку получил. Как говорится — пустячок, а приятно. Формально, кстати, последний пример вообще не является нарушением закона, а является агентским вознаграждением за лоббирование интересов. Единственное, чего тут нет — уплаты налога с полученных средств. Но и это решается различными способами.

Почему эти примеры важны — потому что они показывают, что самое главное, часто, это не само денежное вознаграждение, а возможности, которые открываются, когда достигаешь определённого положения в структуре, особенно, если основная деятельность данной структуры строится на бюджетных деньгах.

А касательно возможностей дополнительного заработка для участников школьного процесса — их очень и очень немало, причем иной раз, практически официально. Например привлечение коммерческих структур, которые будут активно бороться за доступ к кошелькам родителей и, которые, будут щедро возмещать за формальные механизмы лоббирования. Если директор — хороший администратор, он способен привлечь на базу школы качественных специалистов и создать мощный коммерческий блок дополнительных образовательных секций, которые позволят наполнить фонд внебюджетных средств и выстроить систему премирования своих учителей.

Большинство недооценивают ресурсы и возможности систем образования, забывая, что чаще всего образование детей — одна из немногих вещей на которых люди не экономят, а значит, открывается масса различных легальных и нелегальных возможностей, не учитывать которые мы не можем.

 

Gringoire