Mike1975 • Китайский автопроизводитель стоимостью $87 млрд, не продавший ни одного автомобиля

Когда Nikola, производитель электромобилей и водородных грузовиков, ворвался на рынок в прошлом году, никто за пределами Китая не слышал о Evergrande Auto — детище крупнейшего китайского девелопера недвижимости Сюй Цзяюня. Evergrande котируется на Гонконгской бирже и на сегодняшний день имеет рыночную капитализацию в 87 миллиардов долларов.

За последний год целый шквал производителей электромобилей предстал перед общественностью в Соединенных Штатах благодаря новому фавориту многих инвесторов — автомобилям специального назначения, убедительному доказательству того, что тысячи предпринимателей хотят получить свой кусок пирога рынка электромобилей в надежде, подпитываемые десятками оптимистичных прогнозов, что пирог станет огромным.

История Evergrande Auto является доказательством того, что эта тенденция характерна не только для США. И неудивительно: оптимистичные отчеты о продажах EV, которые питают интерес инвесторов, являются глобальными, и Китай очень даже в них участвует.

Самый большой автомобильный рынок EV в мире намного опережает США и даже Европу по показателю EVS в процентах от всех автомобилей на дорогах. И Пекин хочет еще больше увеличить эту цифру, превратив страну в истинного лидера электрификации транспорта. Возможно, именно эта сильная государственная поддержка помогла Сюй Цзяюню осуществить свой план по электромобилям в надежде сделать Evergrande Auto “крупнейшим и самым мощным” производителем EV в мире к 2025 году и более успешным, чем Tesla, потому что речь всегда идет о том, чтобы победить Tesla в сегменте EV.

Автомобиль продемонстрировал целых девять моделей на автосалоне China 2021 в прошлом месяце. И всё же это были макеты, а не настоящие машины. С момента первого объявления о своих планах штурмовать вершину Tesla, Evergrande Auto несколько раз отодвигала сроки производства и сообщила о 67-процентном увеличении своего годового убытка за 2020 год, сообщал Bloomberg в апреле. Взять высоту Теслу, оказывается, не так просто, как кажется. Так же как и производство электромобилей вообще.

aHR0cHM6Ly9pbWcuZHJpdmUucnUvaS8wLzVmMjdl

Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо рабочих моделей EV и несмотря на потери, рыночная капитализация Evergrande Auto выросла примерно на тысячу процентов в 2020 году и достигла 87 миллиардов долларов в апреле. Теперь компания заявляет, что начнёт пробное производство электромобилей в конце этого года и начнёт поставки в 2022 году. Однако первоначальные планы по созданию производственной мощности в полмиллиона автомобилей в следующем году были отложены до 2025 года. Тем не менее, акции имеют тенденцию к росту.

При нормальных обстоятельствах это было бы парадоксом: когда компания делает публичными длительные задержки в своих планах производства и продаж, это, как правило, вредит ценам акций. Однако то, что происходит с Evergrande Auto, является доказательством того, что обстоятельства совсем не нормальны.

Прогнозы смело утверждают, что через два десятилетия более половины всех продаж автомобилей в мире будут составлять электромобили. И всё же на сегодняшний день, несмотря на щедрые государственные субсидии, они составляют менее 10 процентов от всех продаж, за исключением некоторых стран Европы типа Норвегии. Даже в Китае доля EVS в общем объёме продаж автомобилей, как ожидается, составит 6,3 процента в конце 2020 года. По прогнозам Canalys, в этом году этот показатель увеличится до 9 процентов.

Это, безусловно, будет впечатляющий рост, если он материализуется. Пекин постепенно сворачивает свои щедрые субсидии вместо того, чтобы обязать автопроизводителей включать больше электромобилей в свои модельные линейки, так что всё может произойти в любом случае. То же самое верно и для Evergrande Auto.

Когда в июне прошлого года Nikola вышла на рынок, она взяла его штурмом, продемонстрировав рост акций в первые же дни торгов. Но вскоре стала всплывать информация, например, о том, что у неё на самом деле нет рабочей модели флагманского полуприцепа, а её главный исполнительный директор ввёл инвесторов в заблуждение по нескольким вопросам.

Когда Evergrande Auto стала публичной компанией, её акции взлетели, потому что она обещала миллионы EVS на дороге через несколько лет. Затем начали всплывать моменты, что компания заставляла своих сотрудников продавать квартиры, чтобы достичь своих ключевых показателей эффективности, и что автопроизводитель планировал больше моделей, что даже мировой лидер отрасли счёл бы сложным, согласно отчету Bloomberg.

Параллели трудно не заметить, и они говорят об одном и том же: в то время как будущее электромобилей может быть ярким и блестящим, их настоящее — это незначительная часть общих продаж автомобилей. Несомненно, есть много реальных производителей электромобилей, которые действительно продают автомобили, и Тесла — только один из них. Большая часть остальных машин прибывает из Китая, но станет ли Evergrande Auto одним из этих успешных китайских производителей электромобилей, остаётся открытым вопросом, который будет продолжать вызывать беспокойство о растущем пузыре электромобилей.

Ирина Славская