“Чук и Гек”, “Судьба барабанщика”, “Тимур и его команда”, “Сказка о Мальчише-Кибальчише”, “На графских развалинах”, “Р.В.С.”. Произведения Аркадия Гайдара, которому 22 января исполнилось бы 100 лет, режиссеры экранизировали с удовольствием, и фильмы получились замечательные — даже сегодня, по прошествии стольких лет, они смотрятся с удовольствием. Репортеры “МК” выяснили, как сложились судьбы исполнителей главных ролей.
— Папа познакомился с Гайдаром в 1938 году. К нам пришло письмо за подписью Константина Паустовского и Льва Кассиля, чтобы отец помог найти хоть какую-нибудь работу талантливому литератору Гайдару, изгнанному из Сибири. Отец тогда ставил фильм по сценарию “Личное дело”. Ему требовался литературный редактор, им стал Аркадий Гайдар. У писателя тогда был сложный жизненный период: ни жилья, ни денег… Отец сразу подружился с Гайдаром, и вскоре Аркадий Петрович переехал в наш дом.
— Когда пришла в голову идея создания фильма “Тимур и его команда”?
— Над сценарием они начали работать в 1938 году. Дело в том, что Гайдар был очень красивым мужчиной, и к нему липли не только женщины, но и дети. Мы тогда жили на Тверской, недалеко от площади Маяковского, и когда Гайдар выходил во двор, со всех сторон сбегалась ребятня, чтобы поиграть с ним. Однажды он придумал игру, которую с радостью приняли все дети. Позже идея этой игры легла в основу сценария. Отец с Гайдаром долго думали над названием фильма. Первоначальный вариант был “Дункан и его команда”. Но это название не прошло цензуру. Тогда появились варианты: “Петя (Вася) и его команда”. В конечном итоге Аркадий Петрович предложил назвать главного героя Тимуром. Отец был против, но Гайдар никогда не отступал от своих решений.
— Сталину понравился фильм?
— Очень понравился. Более того, нам разрешили снимать этот фильм, предварительно не утверждая сценарий у руководства. А надо заметить, у моего отца отношения со Сталиным были очень натянутыми. В 1952 году папу приговорили к расстрелу…
— Где проходили съемки?
— Под Самарой. Причем никаких дополнительных декораций там не устанавливали. Снимали реальные домики, где жил офицерский состав. Гайдар лично учил главного героя картины водить мотоцикл. Аркадий Петрович хотел меня тоже задействовать в фильме, но отец был категорически против. Так что я на тех съемках занимался тем, что ходил на рынок и готовил обед для сотрудников съемочной группы.
— Говорят, Гайдар любил выпить?
— У него была компания: певица Ляля Черная и два брата-футболиста — Старостины Николай и Андрей. Так они могли всю ночь гулять, пить, куролесить, а с утра Гайдар начинал дописывать сценарий. Причем никогда никому не давал править в нем ни строчки. В 1940 году фильм вышел на экраны, и в стране развернулось тимуровское движение. Ребята помогали раненым солдатам, вернувшимся с фронта… Но самому Гайдару слово “движение” не нравилось — он считал, что такие действия надо называть не иначе как игрой.
— Как подбирали актеров?
— Просто объявили набор. С ролью старшей сестры Кати определились сразу: ею стала дочь известной тогда певицы Ольги Ковалевой Марина. Женю, подругу Тимура, играла Катя Деревщикова, которая впоследствии стала актрисой Кукольного театра Образцова. На роль Тимура пробовалось порядка двухсот детей. Гайдар лично принимал участие в пробах. Отсматривал всех ребят. В итоге остановились на мальчике Ливии Щипачеве. Это была его единственная роль в кино. Позже он стал художником и очень стеснялся, что в детстве снимался в этом фильме. “Я художник, а не актер. Забудьте о моем прошлом”, — говорил он. К сожалению, жизнь его не сложилась. Он замкнулся в себе, стал сильно пить, недавно умер от пьянства…
Нам удалось встретиться с актером, сыгравшим шестилетнего Гека в детской киноленте. Для Андрея Чиликина эта роль стала единственной в его жизни.
— Я часто вспоминаю те съемки, ведь они были единственными в моей жизни. Я тогда был совсем ребенком, мне только исполнилось шесть лет. На тот момент я готовился поступать в музыкальную школу, занимался с преподавателями. В то время помощники режиссеров часто ходили по школам в поисках юных дарований. Однажды в наш класс заглянул ассистент режиссера фильма “Чук и Гек”, и каким-то чудом его взгляд остановился на моей персоне. Причем я был совершенно неприметным ребенком — невысокого роста, неказистый. Однако меня сразу пригласили на пробы на Киностудию Горького.
— Много детей было на тех пробах?
— Вы не поверите, на киностудии собралось столько детей, что яблоку негде было упасть. Уже потом я узнал, что пробы проходили больше двух тысяч детей.
— Наверняка вам, совсем еще юному актеру, нравилась атмосфера, царившая на киностудии?
— Я бы так не сказал. Мы работали в тяжелейших условиях. Во-первых, тогда фильмы практически не дублировали, поэтому озвучивать собственные роли приходилось самим, на это уходило много сил и времени. Во-вторых, в студии стояла дикая жара, мы работали под мощным освещением. С нас пот стекал градом, ведь снимали зимний период, и нас с Чуком наряжали как на Северный полюс. На мне были теплое пальто, шапка, валенки, шарф, варежки.
— Шестилетнего мальчика родители спокойно отпускали на такую тяжелую работу?
— На натурные съемки со мной всегда ездила мама, она тогда не работала. А вообще, волноваться за нас не приходилось. Каждый день к нашему подъезду приезжала машина с киностудии, и шофер отвозил нас на съемки. Так что своим ходом мы не добирались до киностудии. Зачастую нас вызывали экстренно, и мы были всегда готовы к такому повороту событий.
— Вам тогда заплатили приличные деньги?
— Честно говоря, я уже и не помню. Гонорар получали родители. Но мне кажется, это были небольшие деньги.
— Андрей Георгиевич, как сложилась ваша жизнь после участия в фильме? Вас приглашали еще сниматься?
— Приглашали, но я отказывался. Почему-то мне больше не хотелось сниматься в кино. Да и, честно говоря, картина мне не понравилась, я недоволен своей работой. После выхода фильма “Чук и Гек” я несколько лет дублировал детские фильмы. В это время я учился в музыкальной школе. После окончания музучилища занимался преподавательской деятельностью в школах, работал в Гнесинке. Сейчас я обычный госслужащий, работаю в министерстве. Воспитываю двух сыновей. Так что ничем не отличаюсь от обычных людей.
— Вы общаетесь со своим коллегой по фильму, сыгравшим Чука?
— С Юрием Чугуновым раньше мы часто созванивались, общались. Но последний раз виделись десять лет назад. Потом он сменил адрес и нового телефона мне не оставил. Сам он почему-то не звонит. В прошлом году исполнилось 50 лет фильму, я хотел разыскать Юрку, но так и не удалось.
Заводилой на съемках был московский хулиган
Фильм “Сказка о Мальчише-Кибальчише” сняли на киевской киностудии имени Довженко в 64-м году.
— Я взялся экранизировать “Сказку о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове” из-за личности самого писателя, — рассказывает режиссер фильма Евгений Шерстобитов. — Вспоминая высказывание Суворова “Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе…”, я думал об Аркадии Гайдаре.
Главных героев нашли сразу. На роль Кибальчиша пригласили Сережу Остапенко, который в фильме “Военная тайна” сыграл пионера Альку. “Того, кто будет играть Плохиша, мы знали заранее, — говорит Евгений Шерстобитов. — С Сережей Тихоновым мы познакомились, когда он играл у Гайдара Вождя Краснокожих Джонни Дорсета. Актер он был великолепный, от Бога. И заводила настоящий”.
Особой дружбы между двумя Сережами не было. Кибальчишу Сергею Остапенко было девять с половиной лет, а Плохишу Сергею Тихонову, хоть и был он небольшого роста, исполнилось уже 12. У мальчиков были разные интересы. Остапенко был отличником, “книжным” мальчиком, а Тихонов — краснопресненским московским хулиганом.
Но именно благодаря обаятельному Плохишу в картине согласился сыграть звезда экрана — Сергей Мартинсон.
— Актер сомневался, стоит ли ему играть в нашей “сказке”, — рассказывает Шерстобитов. — А когда познакомился с Сережей Тихоновым и разыграл с ним этюд: “а пряник медовый дашь, а два дашь, а теперь халву гони, а то ничего не скажу…” — сразу согласился.
Главного Буржуина играл Леонид Галер. Он был большого роста, необъятных размеров. Иронизируя над собой, актер предложил соорудить у себя на лице большущую бородавку.
Картину сняли в рекордно короткий срок — за 2,5 месяца. Баррикады, где разворачивались бои, были выстроены под Севастополем. Съемочная группа жила по соседству — в палатках на территории пионерского лагеря.
— Наших мальчишек к схваткам с буржуинами готовили тренеры по самбо, — продолжает рассказывать режиссер. — Пацаны с азартом осваивали приемы борьбы. Их учили “швырять и поддерживать”, мальчишки в пылу схватки о поддержке забывали… Однажды взрослый артист, играющий буржуина, пришел ко мне с жалобой: “Ваш архаровец мне чуть шею не свернул…” А Шурик Харитонов был самым маленьким из мальчишей-малышей… Когда я просил его “быть с дядей поосторожней”, он, не выходя из образа, выпалил: “А зачем они на нашу страну напали?..”
Плохишу по фильму были положены “целая бочка варенья да целая корзина печенья”. Сережа Тихонов был страшный сладкоежка, и пока снимали дубль за дублем, он умудрялся умять добрую половину сладостей. Режиссер с оператором кричали Плохишу: “Ты особо не рвись, нам еще снимать полдня…” Когда при пятом дубле Сереже надо было есть печенье, он на него уже смотреть не мог, а все просил: “Водички налейте…”
Заводилой в лагере был не исполнитель роли Кибальчиша Сережа Остапенко, а именно краснопресненский Плохиш. “Не успеем мы оглянуться, а он уже увел ребят из группы купаться… — рассказывает Евгений Шерстобитов. — Нередко он устраивал и всевозможные розыгрыши”.
По-разному сложилась судьба исполнителей главных ролей в фильме. Сергей Остапенко, сыгравший Кибальчиша, не стал актером. В родном Киеве нам найти его не удалось. “И не ищите! — сказали нам на Киностудии Довженко. — Став видным математиком, он уехал преподавать в Америку”.
Сережа Тихонов после “Мальчиша” снялся в 67-м году в фильме “Дубравка” на Одесской киностудии, а вскоре — в 71-м — погиб. “Мне рассказывали, что он связался с какой-то шпаной и то ли сам попал под трамвай, то ли его толкнули… — говорит Евгений Шерстобитов. — За всем этим стояла какая-то темная история. Меня предупредили тогда, чтобы я особо не расспрашивал ни у кого о Сереже”.
“Когда-нибудь нас назовут детскими писателями, — замечал Аркадий Гайдар. — А на самом деле мы готовили краснозвездную Красную Армию”. Режиссер Шерстобитов, снявший “Сказку о Мальчише-Кибальчише”, считает иначе: “Разве мог представить писатель, поднимая бойцов в атаку в 41-м, что его внук в 92-м сделает все, чтобы перечеркнуть подвиг деда, обессмыслить его? Время показало, что восторжествовали Буржуины, а главный Плохиш, на мой взгляд, — внук Аркадия Гайдара, Егор Гайдар”.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №851 от 21 августа 2000