О мате без всякого упрощения

автор : дедуля


Из рассказов ветеранов ВОВ помню, что матерная лексика в бою была необходимой и действовала как оружие, наводя ужас на врага. В1988 году к 70 летию Вооружённых Сил прошёл ряд радиопередач посвящённых этой дате.

Мне запомнился рассказ ветерана лётной части, базировавшейся в Китае во время Корейской войны и отвечающего за связь. При первом налёте американцев на переправу китайцев по мосту в Корею их взялся отгонять китайский авиаполк истребителей на наших же Мигах, базировавшийся рядом с нашим. Но американские лётчики, а это были асы сражений с японцами и с громадным опытом.

Поэтому самолёты китайцев посыпались на землю как горох в результате этой стычки, а переправа была разбомблена, но за ночь была трудолюбивыми китайцами восстановлена. На другой день янки снова пошли в налёт на эту переправу, но тут им навстречу были подняты наши истребители на таких же Мигах с китайской символикой на самолётах, потому что официально СССР в войне не участвовал, по той же причине нашим лётчикам запретили в бою выходить в эфир. Но какая глупость в азарте сражения русскому не дать крепко выразиться. Началась боевая стычка с американскими асами и  радиоэфир сгустился от крепкого солёного мата. Мата, который тогда без перевода знали, понимали и пользовались во многих уголках планеты. Но наши ребята не китайцы, задали янки летунам такого перца, что  многие из них нашли свою кончину на пограничьи Китая и Кореи, в то время когда наши потери были мизерными. Мост остался цел китайские *добровольцы* по прежнему рекой текли в Корею.  

Когда нашему верхнему командованию было доложено, что радиомаскировка в эфире была нарушена, там на всё это махнули рукой, шила в мешке не утаишь. На третий день янки снова направились к переправе большим числом, навстречу снова поднялись наши лётчики, и уже не стеснённые запретом на молчание в эфире, стали отпускать крепкие словечки.

Услышав это в эфире американцы поняли с кем им придётся иметь дело и не долетая до цели налёта развернули свои машины назад куда попало сбрасывая бомбы, предназначенные для переправы. Последующие три дня на горизонте не появлялся не один американский самолёт, наши по поводу этой ситуации шутили: «Война, что ли закончилась?» Но после этой передышки янки появились на каких то новых машинах превосходящих тогдашние наши Миги по многим показателям и бои тогда пошли на равных.

И ещё вспомнил ответ, сказанный преподавателем ветераном со шрамами на военной кафедре, на вопрос одного из курсантов:

«Что считать главным оружием  Победы в ВОВ — Катюши, Т-34, штурмовики Ил? Главным оружием Русской армии» — меня тогда озадачило, что Русской, а не Советской — «был, есть и будет наш Русский язык».   

Обратите внимание, на неслучайное родство слов — поле брани (поле сражения), идти на брань, значит на войну в сражение и, браниться, говорить бранными словами, ругаться. И вполне закономерно, что когда Кронштадцы, Севастопольцы, Североморцы и Тихоокеанские моряки развернув свои бескозырки шли в атаку с матом, твою Гитлера мать это наводило ужас на врагов не меньший, чем мощное ура.

И ещё хорошо помню как мужчины вернувшиеся с войны в те 40-ые годы в присутствии женщин любого возраста не допускали сквернословия и другим делать этого не позволяли, хотя в рабочей обстановке и при отсутствии женщин это делали не редко. Вспоминаю один из праздников в рабочем посёлке, тогда отмечали всем селением на улице общим застольем, а мы детишки крутились вокруг прислушиваясь, что говорится за столом. Вот один из фронтовиков, изрядно захмелев выразился грубо, с матом. Тут же встали двое ветеранов из за стола, подошли к нему и вывели его в сторону:

— Слушай, Макар (условное) ты чего не следишь за собой, чего соришь грязными словами?

— Братцы, простите не сдержался.

— Ну смотри, не повторяй гадостей.

— Не буду.

И все возвращаются за стол.

Крутились мы, пацанва, и у работавших мужчин. Когда однажды один из взрослых мальчишек, помогавший взрослым, сматерился в присутствии девчонки и за это получил затрещину (подзатыльник), которую он видимо не совсем понял, потому что спросил:

— Дядя Вася(условное) , за что?

— Не смей материться при женщине.

— Какая женщина, Манька (усл) что ли?

— Да она, она, будущая мать возможно твоих, или Серёжкиных, или Витькиных детей. И поэтому относись к ней и другим девчонкам с должным уважением. Вот твой отец погиб на фронте, защищая Родину, а значит и всех наших женщин, включая твою мать, твоих сестёр и твою бабушку, что бы фашистская погань не смогла над ними издеваться и насильничать. Там в окопах мысли о них согревали нас поддерживали в трудные моменты. Так неужели сейчас мы будем позволять это святое, за которое бились, как твой папа не жалея жизни, обливать словесной грязью.  А материться Коля (усл) можно, ну как мужику в бою или тяжёлой и опасной работе без этого. Но в мирном быту и тем более при женщинах ни ни, лучше откуси себе язык, но не оскверняй их. И Вы все мальчишки запомните это на всю жизнь.  

В семье, где я рос, мать с отчимом, прекраснейшим человеком, сошлись в 45-ом и вместе жили пока не разлучила смерть. Несмотря на то, что у отчима было всего 3класса образования, он был талантливым человеком, многому научивший меня в жизни. Ни в семье, ни на работе он не употреблял нецензурщины, надо бы отметить проживая те годы в Сибири, Красноярском крае, от коренных жителей нецензурной брани слышать не доводилось.

Единственным ругательством у отчима было — японский городовой. Война в качестве «подарочка» нашпиговала ему голову стеклянными осколками, которые выходили из неё всю жизнь. Такой процесс расставания с осколочками силикатного стекла сопровождался приступами жесточайшей боли. Почувствовав начало такого очередного расставания со стекляшкой отчим всех выгонял из дома и запирался.

Однажды я,  уже парень, в такой ситуации оказался на улице под окном и услышал в доме такой мат, что испугался, мне показалось вот, вот посыплются стёкла уже из рам а не выползет крохотный треугольничек с красным пятнышком в волосах. Я и сейчас чётко вижу такой, который я держал своими детскими пальчиками вытаскивая его из волос. По всей видимости тогда мат каким то образом помогал преодолевать боль.

В семье моего тестя, Аркадия Сергеевича, прожившего с тещей более 60 лет, и признававшегося ей в любви до последнего дня, от него не слышали не то что мата, грубого слова не слышали. А этот человек прошел в своей жизни пожалуй все круги ада, которые были в том 20ом столетии, но не ожесточился на жизнь, а радовался ей. И мощью бранного слова пользоваться умел великолепно, мне пришлось в этом убедиться когда он какого то негодяя пригвоздил к позорному столбу всего одним матерным предложением. 

То, что матерный лексикон является неотъемлемой частью русского языка, от этого не куда не деться, и несёт этот лексикон не только смысловую нагрузку понятную всем, но и главное в этом лексиконе заложен мощнейший энергетический потенциал, как составная часть огромной духовной мощи нашего , как сказал Тургенев , великого и могучего…. Обучая новое поколение литературе, языку вкупе с ним надо добиваться того,  что бы ученики понимали насколько ограничены, рамки его, лексикона, применения.

А взрослых, использующих мат в интернете, в медиапространстве и общественных местах жестоко наказывать как расхитителей нашего самого главного национального достояния. Национального достояния не потому, что он является средством коммуникации и общения, а потому, что он, язык, является носителем нашего национального энергетического потенциала, фундаментом нашей мощи и нашей силы., сплачивающего нас в единое целое. И не случайно в текущей гибридной мировой войне, все силы врагов брошены в первую очередь на него.

Использование  матерного лексикона в нашем общественном пространстве это по сути предательство наших основ. Сейчас же вижу отклики недоразвитых типа: эва куда загнул. Да не загнул, а выстрадал, да я страдаю сейчас, когда вижу и слышу в телевизоре и интернете, на улице эту погань от сосунков, у которых молоко на губах ещё не обсохло, а уже туда же упражняются в сквернословии, не вкладывая в него энергетической начинки, А вырастут они вряд ли появится у них это самое необходимое энергетическое наполнение. Да, меня, что называется беспокоит, что язык всё чаще служит примитивным средством обмана и всё реже инструментом правды, угнетает, что называется когда в наглую его оскорбляют где нибудь на спортивных мероприятиях, а власти отворачиваются как бы не замечая этого, ещё больше возмущает, что таким действиям находятся оправдания.

И считаю преступным бездействие властей на всех уровнях, когда бездарные шнурки добиваются популярности и больших гонораров за счет матерщины на подмостках, принося вред стране гораздо больший чем Навальный и им подобные. Меня лично возмущает например как пиарился генсек Едроссов посещая Челябинск на отсутствии или убожество туалетов на купальном месте отдыха и не разу не нигде публично не заикнулся в защиту Русского языка громко, чётко и аргументировано. По крайней мере мне такое не встречалось, хотя я довольно плотно слежу за политической и общественной жизнью в стране. Загрязнение пространства Русского языка грязью сквернословия несёт немало и других негативных последствий для нашего общества, поэтому нам всем пора очнуться и осознать , что на поле языкового сражения наступил серьёзный и опасный момент, который требует безотлагательных мер.   

У больших знатоков орфографии и пунктуации заранее прошу прощения за допущенные огрехи  и благодарю всех за оказанное внимание.