Условие «Газпрома»: дополнительный газ Европа через Украину не получит

Удивительные дела нынче происходят в Европе. Если год назад СПГ там продавался за сущие копейки, а будущее магистральных газопроводов казалось весьма туманным перед натиском «топлива будущего», то теперь все изменилось кардинальным образом. Еще немного, и строптивые евробюрократы, еще недавно брезгливо воротившие нос от русского газа, вскоре сами начнут упрашивать «Газпром» поскорее запустить в строй «Северный поток-2», которому они сами чинили препоны. Как же такое стало возможным?
Вся нынешняя ситуация является результатом сочетания ряда глобальных факторов. Коронавирусные ограничения 2020-го года привели к резкому падению потребительского спроса, объемов промышленного производства и, следовательно, потребления различных видов углеводородного топлива и сырья, включая природный газ. Цена за 1 тысячу кубометров на премиальном европейском рынке упала до неприличных 70 долларов. Для всех поставщиков «голубого топлива» это стало серьезнейшим вызовом: инвесторы начали откладывать в долгий ящик новые СПГ-проекты, а в отношении строящихся магистральных трубопроводов возник закономерный вопрос об их целесообразности. Но год спустя все изменилось кардинальным образом.
Китай, откуда вырвался COVID-19, благодаря жестким карантинным мерам сумел первым справиться с последствиями пандемии и выйти на устойчивый экономический рост. За ним последовали и другие страны Юго-Восточной Азии. Соответственно, возросло и потребление всех видов топлива. За первые полгода 2021-го прирост по газу составил порядка 17% по сравнению с тем же периодом «коронавирусного» 2020 года. И все бы хорошо, но азиатское экономическое чудо сыграло злую шутку с Европой.
Промышленность и потребительский спрос в Старом свете также начали восстанавливаться, пусть и не такими стремительными темпами, как у «тигров» и «драконов», а вот с «голубым топливом» вдруг образовался дефицит. Дело в том, что в Азии, в отличие от Европы, где под боком имеется «Газпром», нет столь развитой сети магистральных трубопроводов, зато есть множество приемных терминалов на морском побережье. Быстрое восстановление экономики в данном регионе привело к тому, что цены на СПГ тут стали выше европейских на 80%. Вот его поставщики, не мудрствуя лукаво, и направили свои танкеры в Азию, оставив Евросоюз практически без сжиженного природного газа. Стоимость СПГ в Старом свете нынче приблизилась к 400 долларов за тысячу кубометров, составив 397. Неслабые ценовые качели, если сравнить с прошлогодними 70 долларами!
А дальше началось самое интересное. Несмотря на то, что сейчас стоит аномальная жара, уже пора задумываться о грядущем отопительном сезоне. Зима 2020-2021 годов оказалась необычайно холодной: мерзла и Европа, и Азия. Европейцам пришлось сжечь много «голубого топлива» и просить «Газпром» нарастить объемы его поставок. Тогда отечественная госкорпорация пошла навстречу западным потребителям. Но не теперь. Напротив, монополист даже сократил прокачку на 20% в сравнении с «докоронавирусным» уровнем, однако сделал это в рамках своих контрактных обязательств. Европа негодует действиями «Газпрома», обвиняя его в нежелании помочь и стремлении обогатиться на чужих проблемах. Иронично, не правда ли?
А ведь и правда есть в этом всем что-то «кармическое», поскольку почти все свои проблемы европейцы создали собственными руками. Определенная логика в действиях Брюсселя, безусловно, имеется. Стремясь диверсифицировать свои источники энергоснабжения, ЕС понастроил приемных СПГ-терминалов на побережье, дал добро строительству нескольких новых магистральных трубопроводов, намереваясь играть на противоречиях между интересами разных поставщиков. При этом еврочиновники по указке из США устроили тяжелую жизнь российскому газопроводу «Северный поток-2», рассчитывая сперва замедлить его строительство, а после взять его работу под свой контроль. Однако всего учесть они не смогли.
COVID-19 стал настоящим «черным лебедем», обрушившим мировую экономику, а затем вытянувшим «невидимой рукой» весь свободный СПГ из Европы в Азию. Вторым непредвиденным фактором стала неожиданно жесткая позиция «Газпрома», который отказался прокачивать в ЕС дополнительные объемы газа сверх оговоренного в контракте. Напомним, что под конец 2019 года отечественного монополиста фактически заставили подписать с Киевом крайне невыгодное для него транзитное соглашение сроком на 5 лет. В соответствии с ним, в этом и в последующие годы, до 2024-го, он должен поставить через украинскую ГТС 40 миллиардов кубометров. Все, что сверху, он должен оплатить транзитеру за его услуги по повышенному тарифу. Ага. Это значит, Россия должна в ущерб себе сейчас удовлетворять возросшие потребности ЕС по невыгодным условиям навязанного нам ими же контракта?
Судя по всему, в «Газпроме» придерживаются иного мнения. Монополист поставляет ровно столько, сколько должен, и ни кубометром больше, зарабатывая на высокой цене. В кои-то веки можно сделать вид, что проблемы европейцев не волнуют нашего шерифа. Зато те очень волнуются, обзывая руководство госкомпании всякими словами. Вот как комментирует ситуацию, например, The Financial Times:
Газпром просто пытается максимизировать свою прибыль в то время, когда спотовые цены высоки, газовые хранилища пусты, а спрос на СПГ в Азии велик. Они просто оппортунистичны.
Ну, конечно же, дело не только в желании «постричь купоны» на высоких ценах. Глава ООО «Газпром Экспорт» Елена Бурмистрова фактически прямым текстом выставила ультиматум:
У «Газпрома» есть несколько дополнительных заявок на поставки газа в страны Европы. И часть этих заявок может обеспечить «Северный поток-2».
Иначе говоря, в Кремле дают понять Брюсселю, что дополнительные объемы газа пойдут, но не через украинскую ГТС, а через «Северный поток-2». К слову, госкомпания уже сократила прокачку газа в Германию через Беларусь и Польшу по трубопроводу «Ямал-Европа». Тенденция, однако. А что поделать, они ведь сами навязали России невыгодные условия для увеличения поставок через Незалежную, теперь пусть имеют дело с последствиями. Или что-то решают поскорей с сертификацией и запуском «Северного потока-2». Зима близко.