Если бы я писал учебник по истории, я бы составил его в виде большого сборника исторических анекдотов. Одну страницу на бодрую живую справку об истории Англии, две страницы на карту Британских островов и карту Европы, потом 10 страниц весёлых историй из жизни того периода.
То же самое для других стран и периодов. Такой учебник школьники читали бы с большим интересом, а знания из него стали бы хребтом, на который можно было бы уже нанизывать даты и прочую справочную информацию, которую сейчас дети забывают немедленно после окончания четверти.
Эмоции способствуют запоминанию, так что сухой учебный материал следует разбавлять всякими интересными штуками. Расскажите школьникам, как мормоны крестили мёртвого Гитлера — и они будут помнить это до конца своей жизни.
Ещё один отличный способ учёбы — компьютерные игры. К примеру, исторические стратегии от Парадоксов довольно сложны, однако при этом очень интересны. Они могут не только дать глубокие знания об истории, но и буквально влюбить увлечённого игрока в предмет. Жаль, что на курсах Яндекса про игры не говорится вообще ничего, как будто этого замечательного инструмента не существует в природе. Это как если бы некие врачи в 21-м веке рассказывали студентам, как правильно целовать больных в лоб для измерения температуры. Да, хорошо, такой метод тоже работает, но градусники всё же технологичнее и точнее — потратьте, наконец, немного времени и научитесь пользоваться достижениями современной науки.
Впрочем, понятно, что это всё разговоры в пользу бедных. Все всё понимают, просто не хотят трогать дурные традиции. Школа — чудовищно устаревший, ригидный, застрявший в прошлых веках институт. И если попытаться хотя бы начать её реформировать, дикий вой немедленно поднимется со стороны самой косной и консервативной части нашего общества — родителей школьников. «У нас не было этого богопротивного ЕГЭ, у дедов и прадедов не было, и детям нашим он тоже не нужен».
PS. Заметьте, что Фрицморген даже не заикается о том, чтобы учить детей не датам исторических событий — а пониманию логики этих событий и их взаимосвязи с развитием человечества, с геополитикой и так далее. Такому никто учить не позволит.
Когда было «Ледовое побоище» на Чудском озере? Да-да, тот самый Schlacht auf dem Eise, что у немцев в хрониках? Школьников заставляют зазубривать, что 5 апреля 1242 года. Но на самом деле точная дата неизвестна, да и не играет она никакой роли. Что пятого, что десятого, что апреля, что марта — разницы-то никакой нет.
Существенно то, что примерно в декабре 1237 года папа римский Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов. После чего всё и покатилось — и докатилось до Чудского озера. Но этого школоте никто в школе не рассказывает.
Летом 1240 года шведы были разбиты на Неве войсками Новгородской республики. После чего вмешался Орден. Против русских выступили ливонские рыцари, ополчение дерптского епископа Германа Буксгевдена, дружина русского князя Ярослава Владимировича (да-да), войско эстов и войско некоего неизвестного короля, упоминаемое в Ливонской рифмованной хронике (видимо, шведского или датского).
Немцы взяли Изборск, разбив подошедших ему на помощь псковичей, 800 из которых погибло, и осадили Псков, ворота которого через неделю открыли их сторонники из псковских бояр. Эти события не помешали новгородцам выгнать зимой 1240/1241 годов князя Александра (которого впоследствии назовут Невским) в Переяславль-Залесский. Где он и сидел, глядя на всё это безумие новгородской «демократии».
И только когда немцы захватили землю вожан и Копорье и приблизились к Новгороду на расстояние 30 вёрст, новгородцы поняли, что из них воеводы как из гогна пуля, и обратились к великому князю Ярославу прислать им военного князя, который бы наладил ведение боевых действий. В общем, кинулись к Сталину — спасай нас, мы всё проср@ли.
Зная, что новгородцы поср@лись с Александром, к ним сначала отправили его младшего брата Андрея Ярославича — но новгородцы чо-та захотели Жукова Александра. Ну чо — Ярослав сказал «надо», комзомоль ответил «есть», в смысле Александр выдвинулся помогать.
Прибыв в Новгород в 1241 году, Александр выступил на Копорье, взял его штурмом и перебил большую часть гарнизона. Часть рыцарей и наёмников из местного населения были взяты в плен, но отпущены, а изменники из числа чуди казнены. В марте 1242 года Александр дождался владимирской помощи во главе с Андреем и взял Псков.
Отступившие немецкие рыцари сконцентрировали свои силы в Дерптском епископстве (город Тарту). Вот оттуда-то Александр их и вытащил на ледок Чудского озера.
Александр вообще был молодец — он нагло вломился на земли Ордена и там всё пограбил и пожёг, типа в отместку за набег на псковичей. Немцы были вынуждены выступить в карательный поход, потому что иначе их бы не поняли союзники.
Хитрый Александр выставил в середину легкий стрелковый полк — который немцы, естественно, без больших проблем смяли и углубились в порядки русских. И тут случилось неприятное — войска ливонского ордена были окружены русскими, загнувшими свои фланги, и уничтожены, а другие немецкие отряды отступили во избежание той же участи.
Немцы пишут об этом в хронике так:
Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили.
Между прочим, в самом Чудском озере проводились раскопки — но ничего там не нашли. Так что история о «проваливающихся под лед рыцарях» — это скорее всего художественный свист.
В то же время лёд на озере хитрый Александр, несомненно, использовал. Но несколько не так, как это показано в фильме. Дело в том, что лёд очень неудобен для движения кавалерии, особенно тяжелой. Кони просто скользят и падают, а падение рыцаря в броне, да когда на него заваливается конь в латах — это катастрофа. Поэтому тяжелая конница по льду идет медленно, она не может разогнаться для удара.
Посмотрим на карту:
Видите — Александр занял мыс, прикрывшись льдом со стороны флангов. Оперативно обойти его конницей не представлялось возможным — русская пехота успеет развернуть фронт, пока конники будут осторожно продвигаться по льду.
Именно поэтому немцы и ударили прямо в лоб, по кратчайшему расстоянию. Там просто нет альтернативы для использования тяжелой кавалерии. Тем более что немцы видели — в центре легкое войско, рыцари пройдут его, как Pz-IV через колхозный овин, и окажутся в тылу русских, после чего оборона рухнет.
Они и прошли, кстати. И тут оказалось, что русские, загнув фланги, отрезали рыцарей от легкой пехоты. Коней в толпе русские понемногу порубили, рыцарям пришлось махать мечами уже пешим ходом, они устали — тут-то их и зачморили элитные дружинники Александра.
В том же году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от всех своих недавних захватов не только на Руси, но и в Летголе. Также был проведён обмен пленными. Только через 10 лет тевтонцы попытались вновь захватить Псков.
Надо отметить, что масштаб этого сражения отнюдь не был эпическим — немцы потеряли около 20 рыцарей убитыми и 5 пленными, а всего за псковскую кампанию потеряли около 70 рыцарей (причем большинство при взятии Александром Пскова).
С другой же стороны, по тем временам тяжелый рыцарь — это круче, чем сейчас танк. На подготовку каждого тратились огромные ресурсы, и потеря сразу 70 рыцарей (с чем немецкие хроники согласны) очень серьезно подорвала военную мощь тевтонов. Этот подвиг тем более удивителен, что у Александра не было ничего сопоставимого с немецкими рыцарями — русские воевали в легких кольчужках и относительно короткими мечами, кони были редкостью. Это всё равно как выйти на танк с гранатой и ружьём.
Но школьникам ничего этого не рассказывают. Как не рассказывают и того, почему тевтонский орден лез на русские земли, что он там забыл.
Советская историография старательно замалчивала тот факт, что не полумифическое татаро-монгольское «иго», а именно католическая Западная Европа в лице Тевтонского ордена и Рижского архиепископства представляла собой смертельную угрозу для самого существования Руси, а потому роль побед Александра Невского в русской истории особенно велика.
Православные русские отбросили католиков от своих земель, и закрепили своё влияние на землях, дающих достаточные для развития урожаи хлеба и овощей. Это была одна из ключевых точек русской истории.
Ну как же можно школоте об этом рассказывать? Они же не смогут пускать слюни на «западную культуру» ™Материал: https://olegmakarenko.ru/2182096.html