Что такое скрепы и почему их ненавидят люди с хорошими лицами »

АПН

Давайте поговорим о скрепах. Не будем отставать от либеральной интеллигенции, которая в любой свой текст о ненавистной родине непременно сует огнедышащий сарказм про скрепы. Это прямо как опознавательный знак «свой-чужой» — если ты как следует не выстебал путинское рассуждение про скрепы по мало-мальски подходящему поводу, то ты как будто и не либерал вовсе, а отсталый сущеглупый совок. Слово это само по себе вызывает такую ненависть в рядах российской интеллигенции, чуть менее чем полностью презирающей место, в котором черт догадал ее родиться, что, кажется, на наших глазах вот-вот натуральным огнем вспыхнут написанные ими строчки.

Между тем скрепы это всего лишь некий виртуальный клей, соединяющий народ, нацию, семью, да собственно любую совокупность людей, объединенных по той или иной причине – вплоть до кружка художественной самодеятельности. Общие интересы, общая история и более или менее консолидированный взгляд на нее, общие ценности в самом широком смысле слова, общие этические и эстетические мерки, язык, обычаи, традиции, общий образ желаемого будущего – переменные могут варьироваться в зависимости от масштабов сообщества.

Оставим кружки художественной самодеятельности для другого рассуждения, а сейчас сосредоточимся на скрепах, объединяющих народ. Вы знаете, хотя бы одну страну, в которой таковых не было? Я – нет.

Какие-то компоненты этого клея складываются исторически, что-то имплантируется усилиями пропаганды и идеологии, что-то вырабатывает гражданское общество в ходе широкой ежедневной дискуссии. Но немцы отчетливо чувствуют себя немцами, французы – французами, китайцы – китайцами именно благодаря тому, что их так или иначе скрепляют вышеназванное.

Иногда со скрепами беда. Нет общего видения истории, нет более или менее примирительной оценки настоящего, нет привлекательного образа будущего. Над этим можно работать, а можно просто призвать чужие стандарты – по принципу каргокульта лепить из своей страны что-то, внешне похожее, скажем, на западные модели, но внутри совершенно пустое.

Например, Украина.

Государство, буквально раздираемое на части из-за невозможности выработать привлекательный для более или менее всех ее граждан образ прекрасного настоящего и незалежного будущего, в попытках стать своим для Запада декларирует в качестве скреп либеральные ценности вроде ЛГБТ и изображает горячее им следование. Отсюда назойливо имплантируемые в реальность гей-парады, радужные флажки повсюду, усиленно продвигаемый в культурную жизнь прайд, стенания о притеснениях и весь остальной набор «как у взрослых». Ярко, задорно и неизменно воспринимаемо кураторами как признак движения к цивилизации.

Все это, однако, происходит с параллельными попытками скрепить народ откатом к глубокой патриархальности, обскурантизму, сельскому образу жизни, а также лепкой, что называется, из дерьма и палок, сала и соломы государственных символов дурных размеров.

И это еще не все. Потому что в качестве еще одной скрепы государственная идеология использует отрицание героической истории собственной страны и замену ее возвеличиванием предателей и коллаборационистов.

Все вкупе создает нечто абсолютно невообразимое, не объединяющее народ, а сеющее взаимную ненависть «ваты» к «кастрюлям» и наоборот.

Тридцать лет всех этих усилий так и не смогли создать народ, не сумели скрепить разодранное полотно в прекрасную крепкую ткань.

Поэтому единственной настоящей скрепой, которую государство Украина, весь его идеологический аппарат, практически все его лидеры общественного мнения готово использовать, остается исключительно ненависть к России и постоянное нагнетание темы жертвы северо-восточного агрессора вкупе с истерическим патриотизмом. Именно это и есть сверхидея, по-настоящему железобетонный клей, превращающий бывшую теплую веселую страну в отмобилизованный ненавистью недорейх.

Общение с гражданами Украины показывает, что эта скрепа таки работает. Когда слушаешь в исполнении вроде бы умных, образованных, критически мыслящих людей импровизации про напавшего Путина, бронетанковых бурятов и убийстве 15 тысяч украинцев вражеской армией с востока, понимаешь – вот оно, то самое силовое поле, что все еще держит Украину в актуальном состоянии. То поле, которое позволяет упрямо вытеснять реальность и объяснять все беды и катастрофы исключительно злокозненностью России, а так бы Украина давно шагнула в царство Божье на земле. Та скрепа, которая позволяет впаривать гражданам бесконечный рост цен и тарифов, плохие дороги, разрушенные мосты, насильственную украинизацию и криминальный кошмар в исполнении ветеранов карательной операции.

Или, например, российская интеллигенция.

Посмотрим теперь, что скрепляет огромное сообщество как бы левых либералов, например, в России. Что это за обязательное меню, что за кодекс деконструктора ненавистной родины и создания на ее обломках своего рода квази-Украины, которая российскими либералами упорно рассматривается как образ желаемого будущего для себя?Что же делает их общностью, несмотря на регулярные скандалы и скандальчики, сплетни и сливы, подсиживания, подзуживания и разоблачения друг друга?

Это первым делом презрение к родине во всех ее ипостасях. В меньшей степени к Российской империи, хотя и там все было довольно мохнорыло, отстало и крайне плохо. И уж точно тотальная брезгливость к истории 20-го века и нынешнему государству российскому. Если ты либерал, тебе должно быть в России плохо абсолютно все, тут не может быть никаких компромиссов. Шаг влево, шаг вправо — побег, прыжок на месте — провокация. Поводы для ненависти и презрения следует находить в любой точке страны, в любом действии власти и недостойного народа – как объективно неудачном или даже преступном, так и в весьма способствующем развитию родины. Тут главное, чтобы варево в котле не остывало ни на мгновение.

С этой скрепой намертво объединена другая – непременное вставание стеной на защиту любого упыря, оскорбившего россиян. Это может быть соотечественник или заезжий гость — неважно. Главное использовать повод для согласного воя про удушение свобод, 37-ой год, мрак диктатуры и пр., и пр. Каким бы мерзким не было антре упыря, либералы неизменно закатывают согласную истерику в поддержку. Это очень скрепляет, очень.

И ведь нельзя не закатывать – иначе тебя исключат из либералов, шоу-бизнеса, литературной тусовки, журналистского сообщества. Следование одобренным нарративам и ритуалам – важнейшая скрепа. Как бы залог принадлежности к сияющему западному миру, который все равно в себя не принимает, но может бросить кусок в виде, например, премии за авторское кино на международном фестивале, где от русских традиционно ждут сами знаете чего, а от остального носы воротят.

Интересно, что в глубине души каждый из стенающих про 37-ой год понимает, что в нынешней России можно годами невозбранно поливать помоями все – от власти до собственно народа, и при этом получать премии, звания и дотации на собственные театры, но доктрина не позволяет признать такое даже кратким тихим писком. Что в 37-ом каждый из них, увы, мог бы повторить судьбу Мандельштама и Мейерхольда, а сегодня, беря немалые суммы из рук проклятого государства, не забывают пнуть его пожестче.

Неплохо российские либералы освоили и актуальнейший западный нарратив в виде упорного поиска своего места в почетном списке уязвимых меньшинств, жертв жестоковыйной власти и злобных сограждан.Это, разумеется, ЛГБТ, которому, на мой непросвещенный взгляд, вполне себе вольготно и весело живется на Руси, это борцы за права женщин в формате радикального феминизма и, конечно, группа борцов с тиранией.

Таким образом, либеральное сообщество отлично скреплено, можно даже сказать, намертво склеено пресловутыми скрепами, зачем уж так сарказмировать в связи с этим понятием? Ответ очевиден – дело не в скрепах, дело в неправильных скрепах.

Наконец, патриоты России.

Теперь пора поговорить о тех, кого слово «скрепы» не бесят, а представление о едином народе вдохновляет и радует. Увы, здесь тоже не все так просто. Начиная с оценок истории и заканчивая образом будущего. Восхваление Сталина в контексте единения нации, на мой взгляд, ужасно.Попытка вытеснить из национальной памяти десятилетия репрессий и несвободы и заменить его воспоминаниями о бескорыстном Иосифе Виссарионовиче во френче и войлочных тапках совершенно бесплодно и вредно для понимания своего великого места в мировой истории, для создания образа будущего, национальной мечты, объединяющей народ. Желание создать некий симулякр из нашего прошлого и сотворить кумира из грехов нашей родины вечной понятно, но опасно. Бесконечно строить национальный миф на нашей Великой Победе невозможно, это нужно трезво признать. Как бы страстно и гордо мы ни ценили подвиг наших дедов, с тех пор прошло много десятилетий, хотелось бы предъявить миру для очарования и что-то более свежее. Не просто стремление отбиться от нападок, снова и снова «встать с колен», не просто запальчивое обещание «можем повторить», но и показать нечто, завидное для других.

Наконец, мечта. Что нам кажется прекрасным сегодня? Куда стремиться, чего желать? Читаем: наши ребята завоевали все золотые медали на Всемирной олимпиаде по физие/химии/биологии. В душе понимаем – значительная часть этих ребят уже присмотрена транснациональными корпорациями, им мгновенно предложат огромные стипендии и гранты для обучения на Западе, и большинство уедет.

Но почему они соглашаются? Вот на какой вопрос нужно бы ответить. Ведь эта скрепа совершенно не работает. Нашими молодыми гениями прирастает экономическое могущество США и Германии, Австралии и Британии. Почему не России? Мало просто произносить пафосные речи о том, как мы всех заткнем за пояс, потому что мы великие, потому что мы в случае чего перепокажем и перепобедим. Нужно дать осязаемый, привлекательный, понятный молодым образ будущего.

Ведь из всех скреп главная именно эта – привлекательность родины для молодого поколения, желающего жить и самореализовываться дома. Есть ли у идеологов и пропагандистов план на этот счет? Кажется, что нет. И это главная проблема. Истерическими же воплями профессиональных ненавистников родины можно пренебречь.