Дизайнер Артемий Лебедев в рамках рубрики «Бесит» стрима RT «Прекрасная Россия бу-бу-бу» прокомментировал реакцию множества людей на установку скульптуры Урса Фишера «Большая глина №4» в центре Москвы.
«Больше всего на свете меня возмущают люди, которым не нравится скульптура Урса Фишера «Большая глина №4» перед новым домом культуры «ГЭС-2», который собираются скоро открыть в Москве«, — заявил Лебедев. Резонансную инсталляцию он считает «на самом деле очень философским, очень глубоким высказыванием скульптора«.
Ранее, как известно, в стиле «народ не тот» отметились гендиректор Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, экс-гендиректор Госцентра современного искусства Михаил Миндлин (в интервью РБК: «Люди брызжут слюной, истекают ядом и желчью из-за яркого и интересного арт-объекта. У необразованных и ограниченных людей возникают странные ассоциации — это объясняется тем, что у кого чего болит, тот о том и говорит. Современное искусство вызывает у консервативной, ограниченной, малообразованной части публики отторжение, так как её клишированное сознание затормозилось на уровне эстетики XIX века«), урбанисты Аркадий Гершман («У обывателей зачастую не хватает образования и насмотренности, чтобы понять и оценить художественное значение арт-объекта«) и Павел Гнилорыбов («Реакция москвичей обусловлена отставанием от общемировых тенденций«).
Бушует Ксения Собчак: «Вот что я сейчас скажу. Есть крутейший художник Урс Фишер, который где только не выставлялся — вплоть до мексиканского Jumex и венецианских арт-биеннале, и чья скульптура встала рядом с передовым музеем Михельсона, который вот-вот откроется. Что видят в этой работе люди? Что пишут об этом в сети? Хорошие вопросы, но у меня есть ещё лучше: что они не видят в себе? А не видят они своё сознание лоха… Дремучее сознание живет в головах людей… Эстетическая эволюция сознания идёт крайне тяжело«. Ей тихонько вторит бывший супруг-рогоносец Максим Виторган: «Был, смотрел, понравилось. Смотрится в ансамбле с новым зданием отлично… Крики про г**но прекрасны и познавательны. У меня оно больше похоже на памятник Калашникову, например. Но тут уж дело индивидуальное. А место явно будет отличное. Красиво там уже, а познавательно будет чуть позже«.
Целый хор голосов в поддержку «Памятника дерьму». Тусовочка во всех её проявлениях. Здесь и замшелые одиозные телепузики, и радикальные творческие извращенцы. Ведущий кулинарного шоу «Спасите, я не умею готовить!» на канале ТВЦ Отар Кушанашвили: «Людям не нравится всё кругом. Хоть это и форма глины, они все равно сделают всё, чтобы выказать неприязнь«. Ведущий программ «Прямой эфир» и «Привет, Андрей!» на канале «Россия-1» Андрей Малахов: «Искусство должно будоражить, вызывать эмоции«. Директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов: «У нас впервые такое появление гигантской скульптуры современного художника в городском пространстве… Это большое событие для Москвы и жителей, которые пока к этому не привыкли… К сожалению, пока нет культуры восприятия современного искусства в городском пространстве«. Иностранный агент «Медуза»*: «Публичная скульптура в России почти всегда жизнеподобна (в то время как на Западе абстрактный мемориал — давно в порядке вещей), и, чтобы оценить «Большую глину № 4», горожанам не хватает зрительского опыта«. Преподаватель Британской высшей школы дизайна, худрук объединения «Артмоссфера» Сабина Чагина: «Прекрасная работа Урса Фишера… Отношение людей к современным явлениям и современным творцам — попытка спрятаться за свой страх происходящего«. Модный фотограф Николай Бирюков: «У Урса классная скульптура с отличным подтекстом! Те кто жалуется и называет её «фекалиями», уродством и т.д., только показывают свою безграмотность и ограниченность«. Театральный режиссёр, автор проектов в Gogol School, Центре им. Вс. Мейерхольда и Театре наций Егор Матвеев: «Большая глина №4 — ДА. Владимир, Калашников, Феликс и т.д. — НЕТ. Почему? Урс Фишер — про «путь искусства»«. Театральный критик Алла Шендерова: «Случай «Большой глины» и два недавних театральных кейса (премьера «Современника» и Мастерская молодой режиссуры «Достоевский рядом» в Театре Армии), говорит, конечно же, о высокой степени агрессивного отчаяния, которым охвачен социум… В таких случаях у нас традиционно и абсурдно били тех, кто ближе, и тех, кто пытался помочь — лекарей, учёных, интеллигенцию вообще и всяческих примкнувших к ней «жыдов»«. Арт-критик Дмитрий Пиликин: «Работа отличная. И то, что она так злит обывателя так же её качественное слагаемое. Но есть и просчёт. V-A-C (фонд олигарха Михельсона — Прим.) опоздал. Они строили свой центр чтобы доказать что Россия — это часть Европы и ничего не случилось. Увы, случилось и мы всё дальше уходим в резервацию за новый Железный занавес«. Драматург «Гоголь-центра», преподаватель ВШЭ, бывший автор гей-журнала «Квир» и один из участников антологии «Русская гей-проза 2008» Валерий Печейкин: «Когда Глину будут увозить, мы ещё будем цепляться за неё, как за улетающий из Кабула самолёт демократии. И слезы будут падать, как люди, как листья«.
Вот это прекрасно, не правда ли? «Когда Глину будут увозить, мы ещё будем цепляться за неё, как за улетающий из Кабула самолёт демократии».
Несколько дней назад политолог, глава Центра политического анализа, член Общественной палаты Москвы, экс-шеф-редактор сайта Kreml.org Павел Данилин сообщил, что внёс предложение в столичную ОП «принять обращение к Сергею Собянину с требованием убрать отвратительную и порочную скульптуру с Болотной набережной, а также наказать тех, кто принимал решение о её установке и выделял финансы на это публичное размещение фекалий в центре Москвы«.
Но Комиссия по культуре и культурно-историческому наследию Общественной палаты г. Москвы наотрез отказалась рассматривать вопрос о направлении обращения Собянину с просьбой убрать с Болотной набережной «Большую глину №4».
Данилин: «Михаил Швыдкой (зампред ОП Москвы, председатель Комиссии по культуре и культурно-историческому наследию — Прим.) дал негативный отклик на предложение о направлении Сергею Собянину соответствующего запроса. После чего из 7 подписантов письма осталось двое. Ваш покорный слуга Павел Данилин и телеведущий Александр Мясников«.
Михаил Ефимович Швыдкой.
Кто бы сомневался…