Из 2021-го — в 2006-ой: Васильева ждет участь Шаклеина?

Мы проанализировали итоги выборов в Заксобрание Кировской области за последние 4 избирательных цикла. Получилась интересная закономерность: чем сильнее разочарование в руководстве области, тем ниже процент за «Единую Россию». И тем выше шанс, что регион ожидает ротация власти.

Николай Шаклеин и Игорь Васильев.

Николай Шаклеин и Игорь Васильев.

Мы проанализировали итоги выборов в региональный парламент за последние 15 лет. Так, в 2006 году, когда главой региона был Николай Шаклеин, единороссы показали один из самых низких результатов голосования за партию власти. Тогда ситуация была примерно такой же как и в нынешний выборный цикл: возрастной губернатор (на тот момент Николаю Ивановичу было 63 года, Игорю Васильеву — 60), усиливающий влияние в политике и экономике области отдельных представителей региональной элиты и, как следствие, рост активности оппозиции, также борющейся за свои интересы. Итог — включение адмресурса на выборах, скандалы, а в сухом остатке — низкий процент партии власти и усиление оппозиции.

Тогда для Николая Шаклеина это не прошло бесследно, фактически ознаменовав конец политической карьеры. Регион попал в список ротируемых и стал разменной монетой: сдавший, по одной из версий, «Союз правых сил» Никита Белых получил спустя два года, в 2008-м, пост главы Кировской области.

Молодой и яркий губернатор Никита Белых, полная противоположность Шаклеину, хоть и особо не нравился местным элитам, но именно при нем, оппозиционере, для партии власти в регионе начался своеобразный «золотой век». И хотя без внутрипартийных конфликтов и скандалов не обошлось, но результат был на лицо: партия прибавила более 8 процентов на выборах в ОЗС при росте явки. Да и оппозиция чувствовала себя комфортно, практически не испытывая давления.

Сыграл и фактор того, что голосовать против всех отныне было нельзя. Электорат, в свою очередь, связывал с Белых надежды на хоть какие-то изменения, ведь не случайно его избирали дважды.

По прошествии еще одной пятилетки регион подошел к очередному выборному циклу в сопровождении политического кризиса: Белых оказался фигурантом уголовного дела, оскандалившись при получении взятки. Плюс и электорат в большинстве своем разочаровался в «молодом и перспективном» на фоне явного кризиса в экономике и инфраструктуре. Наметился и раскол местной элиты, который, к слову, продолжается до сих пор.

На этом фоне в регион был прислан спасать ситуацию новый ставленник президента, на этот раз Владимира Путина, выходец из Росреестра, «взрослый» Игорь Васильев. От него ожидали возвращения стабильности в регион, конструктивного объединения элит и прочих позитивных изменений (которым, вероятно, так и не суждено осуществиться). Как своеобразный итог — единороссы на выборах в ОЗС практически повторили результат пятилетней давности, потеряв всего 0,8 процента.

К новому выборному циклу «золотой век» единороссов, начавшийся при Белых, закончился. Власть, казалось, намеренно дискредитирует себя: скандалы в дорожной сфере, засилие временщиков из Росреестра, смена команд, уголовные дела в отношении приближенных губернатору… Вишенка на торте — появление второго руководителя в лице премьера Александра Чурина, а по влиянию, якобы не уступающего Васильеву. Сумевший настроить против себя если не всех, то многих, Чурин якобы стал одним из тех токсичных факторов, которые привели партию власти к низким процентам при голосовании не только в ОЗС, но, что важнее, на выборах в ГосДуму.

От Кировской области в ГосДуму избиралась Мария Бутина, ставшая известной благодаря «шпионскому скандалу» и своим разоблачениям «голодающего» Алексея Навального. Бутина получила якобы «договорное» второе место в территориальном списке партии власти, возглавил который Игорь Васильев. Скорее всего, была уверенность, что уж пятилетней давности результат на выборах в ГосДуму, когда ЕР набрала более 42 процентов, будет повторен. Иными словами, мандат от региона Бутина просто не могла не получить.

Однако случилось все наоборот: еще до подведения итогов голосования стало понятно, что Кировской области мандат ГосДумы не достанется. И тогда были подключены «иные механизмы», в ходе которых ситуацию исправили в ручном режиме. Таких перипетий в регионе не случалось даже при провале Шаклеина. Несмотря на то, что региональные власти пытаются сохранить лицо и делают вид, что гордятся итогами выборов, все, похоже, катится к повторению истории 2006 года. Вопрос только во времени и скорости изменений.

Сергей Белый