Будни эпидемии в славном городе Самаре

Самара вторую неделю занимает вершину ежедневного хит-парада под названием «данные Оперштаба по заболеваемости Covid-19». Выше только Москва, Московская область и Питер (но с ними тягаться сложно по понятной причине), на пятом месте — Нижний со значительным отставанием.

Надо сказать, место это Самаре досталось абсолютно заслуженно. С самого начала наш город демонстрировал упорство и волю к победе.

Вернемся ненадолго к старту эпидемии весной прошлого года. Это не когда первых двоих китайских залётных пациентов пролечили где-то Приморском (если не изменяет память) крае. А когда вот прям попёрло. По телевизору кадры дымящих труб крематориев Италии и склады гробов. Жирный профессор Воробьёв в прямом эфире Первого в студии «Время покажет» авторитетно заявляет, что никакого Ковида нет, и это — обычное ОРЗ. В сообществе врачей паника и неразбериха — что за болячка, как лечить, ни протоколов, ничего. По городу несутся скорые, в которых сидят и потеют мрачные фельдшера в противочумных костюмах — гражданских братьях армейских ОЗК.

Что самое лучшее может сделать губернатор в этот момент, чтобы хоть как-то попытаться сгладить этот бардак? Никогда не угадаете.

По мнению губернатора этот момент — просто идеален для того, чтобы… поменять министра здравоохранения Самарской области. Ага, вы не ослышались.

Прежнего министра Ратманова серебристый лайнер увозит в Москву, в родной для него часовой пояс GMT+3. Новым министром становится наш, местный, уроженец Самары Армен Бенян.

Я не буду говорить, насколько плох или хорош был прежний министр, и насколько плох или хорош пришедший на его место новый. В сложившейся ситуации это вообще неважно. Любой, кто знаком с функционированием более-менее крупного ведомства, знает, что означает смена руководителя. Любую контору после такого будет лихорадить минимум три месяца — пертурбации, кадровые перестановки и прочие смены подходов и методов. В мирное-то время это неприятно и всячески осложняет работу. А тут — пандемия новой неизвестной заразы.

Власти идут дальше. Категорически отвергается идея сразу построить отдельно стоящий ковид-госпиталь, как было сделано, например, в соседнем Оренбурге. А вместо этого под ковид-госпиталь закрывается крупнейшая Областная клиническая больница имени Середавина (которую большинство по привычке до сих пор называет прежним названием — больница имени Калинина).

Я не знаю, почему было сделано именно так. Искренне верю, что хотели как лучше, и другого выхода не было. Да, в Москве точно так же сделали с Коммунаркой — был роддом, стал ковидарий. Но то Москва, там этих роддомов — хоть жопой ешь. А в Самаре второй Середавина в тот момент не наблюдалось. Да и сейчас не наблюдается. Сотрудники больницы Середавина, вроде нейрохирургов, отправляются работать в «Красную зону». Это, конечно, здорово, но, положа руку на сердце, нейрохирурга в инфекциониста переделать-то — раз плюнуть. А вот инфекциониста в нейрохирурга переделать несколько сложнее. Причем, в нейрохирурга сложно даже обратно переделать нейрохирурга, раньше переделанного в инфекциониста. Квалификация теряется, руки забывают.

Тем, кому не повезло заболеть опухолью, например, мозга в эти смутные времена, не повезло вдвойне. Но что ж, жизнь — дерьмо, как сказал Вуди Аллен.

Надо сказать, что на цифры собственно заболеваемостью ковидом эти решения особо не повлияли. Повлияли они чуть позже на цифры избыточной смертности в Самарской области — а они были такие, что Самара первый раз, наверное, в своей истории попала на страницы Нью Йорк Таймс. История вышла нехорошая, с запашком. Беняну пришлось выступить и сказать — да, ситуация со смертностью говно, но у нас, внезапно, есть план — диспансеризация и пропаганда ЗОЖ. ЗОЖ — дело хорошее, а вот диспансеризация в разгар эпидемии — идея не очень. Это я вам как эпидемиолог говорю. Что такое диспансеризация? Это беготня здоровых людей по медицинским кабинетам и толкание в очередях с медкартой в зубах. Кто хоть раз был на медосмотре, тот в курсе. А во время эпидемии, наоборот, всеми силами снижают лишний человеческий трафик. Ну да министр не эпидемиолог, ему простительно.

Но с самим Ковидом, несмотря на все усилия и очевидные успехи на других фронтах, пока было средненько. Самара болталась где-то в середине списка регионов. Не помогли ни концерт Любе на площади в День России, ни проваленная кампания вакцинации. Самарский народ упорно не хотел болеть ковидом.

Но наш губернатор не из тех, кого останавливают трудности. Поэтому, дополнительно был проведён фестиваль ВолгаФест. И я там был, пиво пил. Фестиваль шикарный, а на церемонию закрытия собралось по моим ощущениям полгорода, не считая приезжих. Толпа была — мама не горюй, яблоку негде упасть. Социальная дистанция на высоте. Потом в сентябре был проведён День Города с шикарным салютом, и, на сладкое — айтишный фестиваль 404fest, куда съехался народ из эпидемиологически неблагополучных Москвы и Питера. Даже Тёма Лебедев приезжал.

Ну и Самара теперь в топе. С чем я вас, сограждане, и поздравляю.

А теперь про ситуацию на местах.

У большинства врачей — усталое равнодушие. Раньше в разговорах возмущались всякими антиваксерами и ковид-дисидентами «не страшнее гриппа» и брызгали слюной. Теперь всем уже давно плевать. Разговаривал с реаниматологом, он в самом начале всего этого дерьма цапанул ковид. Ну, говорит, горло поболело, температура, ну обоняние пропало, а так ОРЗ как ОРЗ. Если бы, говорит, я своими глазами не видел все эти бревна на ИВЛ — я бы и сам орал «да вы что, …нулись что ли из-за простого ОРЗ такой … устроили по всему миру???»

Как же громко ещё в начале этого лета он материл всяких придурков «не страшнее гриппа»!

Виделись с ним вчера — тихо и меланхолично потягивает пивко и говорить на эту тему больше вообще не хочет. Лучше о футболе, как удачно словаки себе забили, или словенцы, да и пёс с ними. Главное, ненаши проиграли, наши победили.

Простые граждане не видят, как вывозят ежедневно по десятку человек с трубкой в трахее в тихое уютное здание в лесочке. А если видят по телеку — то не верят. А если верят — то думают, что от прививки будет ещё хуже.

А врачи? А врачам попросту уже насрать. Подохнет очередной ковид-диссидент завтра, задыхаясь, или просто пару раз чихнет и продолжит распространять свои бредни по соцсеточкам — неважно. Доктор отработал и пошёл домой. Полное опустошение.

В поликлиниках не хватает людей. По вызовам ходят шестикурсники. Лист назначений — это кусок бумажки с напечатанным текстом «подчеркни нужное». Варианты выбора — супрастин, постельный режим, амоксиклав, амброксол. Подпись, печать. Нет ни фамилии пациента, ни диагноза. Всем наплевать. А сверху ежедневно спускают очередную разнарядку и требуют очередной отчёт.

Этой писаниной врачи подтерлись бы с большим удовольствием, не будь она в электронном виде. Цифровизация, куда без нее.

Всегда ваш,
Александр Краев.