Жалобливое о молдаванах и украинцах.

А вот, между прочим, нечасто замечаемый минус от того, что Газпром является сегодня государственной компанией и одновременно практически символом современной России. Большинство (я отдаю себе в этом отчет) вообще не врубится, о чем это я толкую — но тут есть проблема, и проблема реальная.

Я сейчас зацепился взглядом за сообщение в новостях Яндекса — что «Газпром» пригрозил через 48 часов остановить поставки газа в Молдавию. Кишинев не оплатил в срок новые поставки газа, и если в ближайшие два дня платежа по счету не будет, то «Газпром» отключит Молдавии газ». Дело ясное: Молдова в результате крайне напряженных переговоров рухнула и согласилась подписать с Газпромом долгосрочное, на 5 лет соглашение о поставках газа по «льготной» цене типа 500 долл. за 1000 кубов — просто потому, что выбора у Молдавии нет, зимой они могут просто замерзнуть.

Газпром их дожал и вроде бы даже заставил признать «долг» за поставки прежних лет — а там еще полмиллиарда баксов или даже больше. «Европейски ориентированная» президентка Санду согласилась и на это. Все всё подписали — хотя независимые наблюдатели типа меня не могли взять в толк — как это, собственно, Молдавия собирается платить за газ по 500, если она и по 200-то всегда платила еле-еле? Бывшая Молдавская ССР, как все знают, одна из самых нищих стран Европы, где-то на уровне Албании. Доходов — никаких, специализация в основном аграрная, а сельхозпродукции в Европе — своей некуда девать, молдаване там с их сомнительным вином откровенно без надобности.

И вот — подтверждение того, что всё «долгосрочное соглашение» есть не более чем красивые фантазии в духе сказок про розовых единорогов, приходит почти сразу, даже не дожидаясь зимы. Даже самые первые платежи Молдавия оказывается не в состоянии провести вовремя. А Газпром в ответ тут же грозит прекратить поставки, то есть, говоря по-простому — заморозить Молдавию к херам собачьим.

Не хочу ничего сказать про «право». Безусловно, ГП вполне вправе это сделать, если ему не платят. Я — о государственном статусе компании. Ведь по сути получается, что это сама Россия, наша страна, как государство, то есть от имени всех нас — грозит заморозить другую страну. НИЩУЮ, замечу, страну. Фактически — Газпром переваливает на всех нас коллективную ответственность за все последствия. Померзнут там в итоге — насмерть! — дети в домах, старики в постелях… Нам — всем гражданам РФ — любой сможет «предъявить»: это всё из-за вас, ВЫ пожадничали, лишнюю копеечку решили выжать…

Прекрасно понимаю, что ответом будет рёв уже от нашего «глубинного народа» — и нет буквально ни одной мерзости, которые эти глотки не преминут изрыгнуть. Тут будет и «пусть подыхают», и «а чё они?», и «хрен вам, а не наш газ на халяву», и, естественно, «они сами виноваты», и какая-нибудь гнусь про то, что «молдаване — унтерменши» (в сравнении с венцом творения — тем, кто такое пишет), и какое-нибудь перечисление «обид» типа «а вот не надо было из Союза выходить» (как будто это оправдание и «поэтому» можно мучить детей) — и т.д.

Отчасти жуткий шакалий вой можно чуть-чуть оправдать тем, что люди-то как раз все-таки, где-то в глубине души, ощущают груз ответственности, который этот «государственный статус» поставщика газа кладет на их плечи — и таким образом, через «а вот такое я говно», они уж как могут стараются его сбросить… Всё это мы уже наслушались сполна в моменты обострения «газового вопроса» с Украиной — стыдно было читать все эти пожелания лютой смерти «от холода» всем «хохлам и их детям».

Народ ведь в своей стране надо на самом деле беречь, по возможности давать ему как можно меньше поводов расчеловечиваться — именно потому, что у людей это очень легко — слишком легко! — получается. Только отвернулся — всё, он уже встал на четвереньки и лает по-собачьи, причем всё — ругательства одно гнуснее другого. Тут ведь самое опасное — что поднимать с четверенек втрое тяжелее, чем опустить в это состояние: на четырех лапах стоять УДОБНЕЕ и ЕСТЕСТВЕННЕЕ, люди поднимаются неохотно, да к тому ж запоминают этот опыт, как наркоман запоминает первую дозу — и потом всегда хочет «повторить».

Поэтому, на мой взгляд, поставщику жизненно (!) важных продуктов надо быть частным. Отделенным от ОБЩЕГО государства. Пусть Газпром вымогает у других государств оплату, грозя всех в противном случае «заморозить» — но пусть он это делает от себя, а не от моего имени тоже. Я не хочу быть к этому причастным.

Всё это определенно совсем непопулярные мысли. Но мне стыдно — и я ничего не могу с этим поделать. Стыдно быть безжалостным. А уж народу им быть вообще нельзя — даже в мыслях. Жалость — единственное, что отличает нас от машин.

автор