Меморандум Украина-МВФ : на Украине уже откровенно хватаются за голову

Международный валютный фонд (МВФ) завершил первый пересмотр программы stand by (SBA) для Украины и по его итогам решил выделить ей второй транш $699 млн. Согласно решению в рамках согласованных приоритетов политики украинские власти обязались вернуть налогово-бюджетную политику в режим, соответствующий среднесрочной устойчивости долга, укрепляя управление доходами и снижая фискальные риски от квазифискальных операций, в том числе в энергетике.

Формулировки обтекаемые, укладывающиеся в рамки известного «за всё хорошее». Но за ними стоит вполне конкретное содержание и Украине оно ничего хорошего не сулит. Конкретные условия, на которых МВФ предоставил ей очередной транш прописаны в другом документе, принятом накануне – том самом меморандуме. И от того, что прописано в нём, многие на Украине уже откровенно хватаются за голову.

Состоит он из 12 блоков, рассматривать каждый подробно я смысла не вижу, но ряд наиболее характерных моментов перечислить стоит.

Прежде всего, МВФ потребовал, а Украина согласилась отказаться от регулирования тарифов на коммунальные услуги для населения. В результате, по мнению экспертов, оные тарифы в очень короткий сроок могут возрасти в 3-4 раза. Прежде всего, это касается цен на газ. Предполагается либерализовать розничный рынок его поставок частным домохозяйствам и потребителям, базу которых предполагается передать в общий доступ.

Так же прописано «расширение налоговой базы для людей и бизнеса». Это предусматривает введение минимального налогового обязательства на землю (включая даже огороды), а так же новые налоги на недвижимость и так далее.

Кроме того, серьёзные требования выдвинуты в банковском секторе. Во-первых, означена быстрая приватизация «Приватбанка» и «Ощадбанка» (причём, прямо указан приоритет «международных инвесторов»). Во-вторых, усиление влияние иностранцев в наблюдательных советах госбанков. В-третьих, ещё большее усиление внешнего управление в Нацбанке Украины.

Далее, выдвинуты требования к госаппарату. Который откровенно дожимают и по вопросу судебной реформы (полной постановке украинской Фемиды под внешний контроль) и т.н. «антикоррупционной прокуратуры» (инструмента по прямому управлению страной извне).

Ну, а ещё, по сути, начинается процесс изъятия у государства корпорации «Энергоатом», что так же неизбежно повлечёт рост тарифов на электричества для населения.

Схожие требования предъявлялись к Украине уже неоднократно, но в этот раз они не просто жёсткие, а драконовские. И саботировать их, по всеобщему мнению, сейчас уже не удастся. И украинская экономика, и украинская власть в данный момент уже просто не в том положении. А реализация хотя бы части из этих пунктов повлечёт за собой очень серьёзные изменения и в украинском обществе, и в экономике, и в государстве в целом.

Означает это, прежде всего, две вещи.

Во-первых, Украину окончательно сажают на жёсткий поводок. Нынешняя тяжёлая ситуация в её экономике по сути будет законсервирована и данное государственное образование окажется в перманентном кризисе уже окончательно и официально. Отныне внутренняя стабильность на Украине будет зависеть только и исключительно от внешнего фактора.

Во-вторых, разграбление Украины этим самым «внешним фактором» переходит на новый уровень. В меморандуме прямо гарантируется отсутствие какого-либо налога на выведенный капитал (что, кстати, было одним из главных предвыборных обещаний г-на Зеленского).

Что же касается суммы в 700 млн. долларов, многие уже отмечают, что никогда ещё целую страну не покупали так дёшево. По сути, это приобретение по остаточной стоимости.

Впрочем, к тому всё и шло уже давно. Другое дело, что для нашей страны в этом тоже мало чего хорошего. Ведь в итоге на выжженной территории бывшей самой экономически развитой советской республики не останется ничего, кроме абсолютно разорённого населения. И находиться оно будет возле наших границ.

Вопрос: делать-то с ними что?

Павел Кухмиров.