Маленькая Вера отправила Путину «крик души» про семейную беду

Девочке Вере Ивановой из Кирова скоро семь лет. Она все еще верит в чудеса и поэтому написала письмо Путину с просьбой о чуде. Она хочет младшую сестренку, и только президент, она в это верит, может ей помочь.

Вообще-то Вера могла бы написать Деду Морозу, к тому же Новый год на носу, но сказали, что Путину лучше: он точно существует.

Вера написала, а родители отправили заказным письмом. В послании говорится о том, что она хочет сестричку, третьего ребенка в их семье, но мама и папа не могут себе этого позволить, так как уже шесть лет, с тех пор, как мама Настя была еще беременна Верой, все они ждут квартиру в недостроенном доме. Сдать который пообещал и гарантировал еще губернатор Никита Белых. И он же проходил свидетелем по делу их ипотечной компании, которая надула сотни семей обманутых дольщиков.

Уголовное дело и недостроенный дом
Семья Ивановых около несданного дома.

«Владимир Владимирович, — вывела маленькая Вера четкими, печатными буквами. Постаралась без ошибок, чтобы главе государства было легче читать. — Папа купил дом, когда я была еще у мамы в животике. Но мы до сих пор там не живем. У меня родился брат. Мне 6 лет. Мы снимаем маленькую квартиру. Я люблю играть на пианино, но его было некуда ставить, поэтому отвезли к бабушке. Я играю редко. А еще негде было жить моему коту Кексу. Он сейчас у деда. Я мечтаю о своем доме и о сестренке. Помогите нам, пожалуйста».

90 рублей 50 копеек стоило отправить это заказное письмо в Москву, в Кремль. Теперь Вера ждет ответа. Как ждут ее родители долгожданной квартиры.

«Дом находится неподалеку от нас. На Орджоникидзе, 2б. В нем 16 этажей, наша квартира — на 11-м, — вздыхает ее мама Настя. — Мы с детьми постоянно гуляем мимо него, когда в садик ходим или на кружок, я им всегда показываю наши окна. Все уже почти достроено, осталось сдать и принять, но так как вокруг его постройки было много уголовных дел, воз и ныне там».

Всё на свои

Вера родилась, когда строительные краны, которые возводили их будущую недвижимость, уже уехали. И рабочие ушли тоже. Стройка осиротела. Никого не осталось. Хотя рождение Веры запланировали, чтобы совпало с новосельем. «Евродвушка». Миллион шестьсот тысяч рублей. Комната и еще комната с кухней. Самое главное — не в ипотеку, а на свои. Все средства, которые были у ее молодых родителей, вложили в это новое, с иголочки, жилье, ребята продали все, что у них было.

Так стремились выполнить наказ президента о троих детях, потому что это «нормально и правильно», как однажды выразился о многодетных семьях в России Путин. Ивановы — символичная фамилия, тоже очень хотели стать такими многодетными и помогать главе государства решать демографический вопрос.

Конечно, это нормально и правильно, когда живешь в своей квартире, а не ютишься на 30 съемных метрах.

Первой, в 2015 году, родилась Вера. В 2018-м, когда забрезжила надежда, что все закончится хорошо (мама Настя тогда сходила на встречу с нынешним губернатором Васильевым, и тот пообещал свое содействие), на свет появился младший Потап.

Но все ушло в сплошные обещания. И третий ребенок, еще одна девочка, сестренка, так и осталась у Ивановых в проекте, в далеком будущем, как и торжественное новоселье.

А годы идут. Мама и папа очень боятся, что им так и не удастся выполнить наказ Путина. И сестренка, с которой можно играть в куклы, читать книжки, делиться своими девичьими секретами, никогда и не родится.

Мама Настя уберегает своих малышей и не рассказывает им страшную сказку про злого волшебника, который захватил их дом и не хочет сдавать. Сказку, в которой оказались сотни таких же, как они, обманутых кировчан.

Маленькая Вера…

Сказка про крик

История, в общем-то, проста, когда счет обманутых застройщиками дольщиков в РФ исчислялся сотнями тысяч, вполне банальна. Пока не начал действовать Федеральный закон №218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон этот был принят как раз посередине между рождениями Веры и Потапа. В 2017 году. Пообещали, что скоро заработает публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства» и разрулит все проблемы несчастных жителей. Одной из задач фонда являлось возмещение ущерба при неисполнении застройщиками своих обязательств перед дольщиками. Средства формировались из обязательных страховых отчислений застройщиков, и, как говорят чиновники, эта схема работает вполне эффективно, они довольны. Правда, те, кто уже попал в капкан долевого строительства, утверждают, что добиться положенных выплат крайне сложно. Ну как обычно в России — то документов не хватает, то перебрасывают с одного исполнителя на другого.

Поэтому с 2019 года правительство решило вообще отказаться от долевого строительства в пользу проектного финансирования. Но кому уже не повезло — тому не повезло.

Сегодня каждый субъект РФ ведет свой реестр обманутых дольщиков. Этим списком можно гордиться, в нем все расписано: кто обманут, где и когда. На конец 2019 года к все еще проблемным было отнесено 34 объекта недвижимости, а количество обманутых граждан составляло 5640 человек. Неизвестно, входит ли в это число шестилетняя Вера, ведь она пока еще мамина и папина. Может быть, их ячейку общества подсчитали за одного обманутого? Хотя по факту их четверо.

Главное, что спросить не с кого.

Застройщика Андрея Метелева отправили в места не столь отдаленные еще в 2017 году. Его признали виновным в злоупотреблениях должностными полномочиями. И что он обманул в их ожиданиях собственников не одного, а сразу трех домов. Приговор зачитывали несколько дней. Выяснилось, что подсудимый нанес ущерб на 178 миллионов рублей, только собственного имущества у него арестовали на 155 миллионов.

По сообщениям местных СМИ, на процессе Метелев заявил, что не считает дольщиков обманутыми, свою обанкротившуюся компанию он к тому времени перерегистрировал в другом регионе — в Москве, причем еще в 2012 году. Московское ООО проходило по 49 арбитражам (по 41 в качестве ответчика), к нему предъявляли иски на сумму, превышающую 20 млн рублей.

Уголовное дело в Кирове против Метелева возбудили потому, что «руководитель принял денежные средства от граждан на строительство, а (…) потратил на другие цели».

На какие цели — осталось за кадром. Как и люди остались без своей недвижимости. В общей сложности куда-то исчезли 30 миллионов рублей. В общем-то, не так уж и много.

«Да и наш дом практически уже достроен. Мы даже заходили в свою квартиру. Дело за малым, но почему-то никто не готов волевым решением довести до конца этот вопрос. Дом не выглядит заброшенным, мы ухаживаем за ним, первое время подростки часто лазили на крышу, а теперь жильцы сотрудничают с полицией, это же наше, родное, — выкачиваем воду из подвала по весне, чиним крышу, ремонтируем забор, — перечисляет Анастасия Иванова. — Нам еще «повезло», так как мы хотя бы потратили свои средства, а вот кто влез в ипотеку, тем совсем тяжко, так как никто ежемесячные выплаты по кредиту не отменял».

…и ее рисунок президенту.

Виновные сидят, дом — стоит

Интересно, получается. Собственников наглым образом кинули. Чиновники пожали плечами, но не сделали ничего, чтобы помочь. Но при этом законопослушные граждане должны добросовестно платить за то, что их, по сути, обманули? Разве это справедливо?

Причем к этой афере оказался причастен даже бывший губернатор Кировской области Никита Белых, который сейчас отбывает срок за взятку.

По версии следствия, в 2015 году губернатор Белых, «действуя из личной заинтересованности, обеспечил совершение крупной сделки» государственной Кировской региональной ипотечной корпорации (КРИК), которой сейчас тоже не существует.

Именно КРИК и участвовала в федеральных программах ипотечного жилищного кредитования и содержалась на балансе правительства Кировской области. Корпорация обеспечивала и строительство дома на Орджоникидзе, 2б.

Она выкупала квартиры у застройщиков и осуществляла такие громкие и значимые социальные проекты, как «Молодым — отдельное жилье!», «Служебное жилье», выдавала беспроцентные займы по ипотеке и даже оказывала поддержку другим обманутым дольщикам, предоставляя им жилплощадь.

Незадолго до остановки строительства дома на Орджоникидзе, 2б, в 2014 году был задержан первый гендиректор корпорации. Его обвинили в том, что он получил от одного из стоящих в очереди на переселение из аварийного жилья 380 тысяч рублей за увеличение метража будущей квартиры.

Во время обысков в кабинете экс-директора компании нашли боеприпасы: за незаконное хранение оружия в отношении него возбудили еще одно уголовное дело.

Второго гендиректора в 2017 году приговорили к 8,5 года лишения свободы за то, что получил взятку за передачу части долевой собственности третьим лицам — для погашения долгов перед застройщиками и кредиторами.

В том же 2017-м по результатам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело еще и по факту нецелевого использования денежных средств граждан неустановленным лицом из числа руководителей АО. Позднее в качестве обвиняемого присоединили третьего на тот момент гендиректора корпорации.

В общем, все получили вроде бы по заслугам. Однако недостроенный дом и поныне там, а само строительство так и не движется, хотя все виновные вроде бы привлечены к ответственности.

Да, добросовестные покупатели в этом не виноваты, но выходит, что расплачиваются за чужие ошибки, преступления и недобросовестность именно они.

Дети обманутых дольщиков

«Среди дольщиков есть и многодетные, и молодые семьи, много бюджетников, потому что для них предлагались специальные, льготные условия для ипотеки, не только Вера с Потапом родились после случившегося, на свет появилось много детей, несмотря ни на что», — рассказывает Анастасия Иванова.

Жертвы аферы не сидят на месте, а пытаются добиться возобновления строительства, права собственности для участия в конкурсах на нового застройщика, которого сейчас ищут. Но как понять, какой застройщик хороший, а кто опять будет кормить одними обещаниями?

Ответ маленькой Вере от президента уже пришел, ее послание, как это водится, перенаправили в Кировскую область. И сказали, что проблему надо решать на месте. А что дальше?

«Разместила письмо девочки на сайте новостей. Посмотрим, будет ли какой резонанс от регионального правительства. Сегодня встречались с застройщиками. Они подтвердили свое желание достроить наш дом. На конкурс смогут выйти только весной, т.к. земля в стадии геодезических проверок и, самое главное, город пока еще не дал добро на застройку. Предлагают, чтобы написали еще и письмо полпреду президента в Кирове», — объясняет ситуацию председатель ЖСК Валентина Комышева.

Маленькая Вера Иванова пишет пока не так хорошо. И только печатными буквами. Но такими темпами скоро научится писать быстро и без ошибок. А кто еще сможет решить эту проблему, кроме нее? Возможно, хотя бы крик о помощи ребенка к гаранту Конституции все же будет услышан. Взрослые надеются на малышку, так как на исполнение действующих законов по обманутым дольщикам надежды практически нет.

Настя с мужем уже решили, что, если когда-нибудь их мечта о третьем ребенке сбудется, они назовут дочь Надеждой.