Российские аграрии в разы эффективнее западных

«…Если вы контролируете нефть, вы контролируете страну; если вы контролируете еду, вы контролируете  её население …»

Генри Киссинджер, бывший госсекретарь США

Приближение осени и начало уборочной страды традиционно опознаются по заполошным истерикам «креативной рукопожатной общественности»: «Да вы просто работать на земле не умеете, вон, учитесь как надо» с указанием перстом в западном направлении.

Каждое поле, заросшее кустами и каждая разрушенная колхозная ферма заставляют указчиков на Запад проливать крокодиловы слёзы про неэффективную российскую экономику, замалчивая тот факт, что и заросшие поля, и разрушенный фермы — это как раз прямое следствие их собственного правления взасос с англосаксами.

При этом профессиональных критиков российских реалий не убеждает ни рост экспорта продовольствия, ни вполне удовлетворительные результаты импортозамещения, каким бы белорусским ростом морепродуктов они не сопровождались. Всё равно ТАМ небо синее, трава зеленее, а евроколхозники, как на подбор, щеголяют в рабочей одежде от «Зегны», пахнут французским парфюмом, а умение их работать на земле заставляет рыдать от зависти всех «нецивилизованных» варваров.

Хорошо было бы начать с сопоставления условий этих потрясающих умений. Например с того, что агропромышленность в самой близкой к России Польше вообще не облагается налогами, а если добавить к этому многочисленные дотации, в сумме превышающие 500 евро, которые польские фермеры получают за каждый гектар обрабатываемой земли, кредиты на 30 лет под 3% годовых, субсидии, которые позволяют покрыть до 75% от этих кредитов плюс 400 евро на каждое созданное рабочее место, — французский парфюм у фермеров уже не станет казаться чем-то удивительным и недостижимым.

И это Польша, которая по дотациям и доступности финансов является еврозолушкой. В Германии и Голландии – лидерах по производству продуктов питания, ежегодные дотации за каждый обрабатываемый гектар достигают 1 000 евро, кредитная ставка давно нулевая или даже отрицательная. При всём при этом – закупочная стоимость готовой продукции в 4-6 раз выше, чем в «нецивилизованных странах». Неудивительно, что в таких условиях энерговооруженность западного агросектора в разы выше, чем российского. Так, если нагрузка на один трактор составляет в США — 63 га, во Франции — 53 га, то в России — 261 га сельхозугодий …

Треть годового бюджета ЕС (50 млрд евро) уходит на поддержку сельского хозяйства, львиную часть которого забирает именно Западная Европа. Безусловным же лидером по дотациям в агросектор является Швейцария, которая побила все мыслимые рекорды по поддержке сельского хозяйства, где 57% доходов фермеров приходилось на бюджетные выплаты.

У ОЭСР есть карта c рассчитанным Номинальным коэффициентом протекции. У Швейцарии по молоку он равен 1,65. Для сравнения, у часто обвиняемых в излишней протекции США — 1,15, а у ЕС — 1,03. И это еще после снижения поддержки почти в 4 раза с середины 80-х. В США — 0,49%, в ЕС — 0,68%. Помимо этого, ОЭСР отмечает, что цены в Швейцарии были на 68% выше мировых. В то же время в США ежегодный объем затрат из государственного бюджета на аграрный сектор экономики составляет около 130 млрд долларов.

Привожу эти цифры и проценты исключительно с целью демонстрации абсолютно неравноправного положения отечественных и западных производителей, где вмешательство государства в частный бизнес не оставляет камня на камне от легенды о приверженности «наших западных партнеров» либеральным ценностям.

Государство в странах Запада не просто вмешивается в частный бизнес. Оно там уже давно свило протекциониcтское гнездо, на которое честно работали всё время и российские либералы. Они, будучи во власти,  ежегодно уменьшали финансирование сельского хозяйства из госбюджета. С 1990 по 2007 г. оно сократилось с 27% до 1-1,2%. При этом резко упала доля региональных средств, выделяемых деревне. Сегодня на поддержку сельского хозяйства в расчете на каждый гектар Россия тратит всего 13 долларов. После прихода Чубайса в РАО ЕС новой удавкой стали и цены на электроэнергию.

И вот при всех таких крайне неблагоприятных внешних условиях российские аграрии умудрились нарастить производство продуктов питания и выйти в лидеры по поставкам его на мировой рынок. Тружеников села, в тяжелейших неравных условиях выдающих на горА тысячи тонн продовольствия, правильно было бы круглосуточно на руках носить и орденами награждать, а не пенять им на запахи, далёкие от салонных, в кабинах тракторов и комбайнов.

Приведенный пример не уникален. Можно перетрясти все отрасли экономики всего якобы свободного рынка и перепроверить стартовые позиции любых, якобы не умеющих работать отечественных производителей и тех, кого им ставят в пример на Западе, и убедиться, что образцы производительности имеют такую стартовую фору, которая исключает какую-либо свободную конкуренцию.

Но самое большое неравноправие и самое широкомасштабное очковтирательство насчет «невидимой руки рынка» и «свободной конкуренции» мы имеем в сельском хозяйстве, где под криками про умелых и великих фермеров Запада так мило  приютились государственные дотации на сумму от 50% до 75% от всех их затрат, без учёта которых никакой честной конкуренции не получится. Только нечестная. Что и требовалось доказать.

Источник: aftershock.news.