Поговорка «так то была турпоездка, а это — эмиграция» за последние несколько десятилетий стала до боли знакома сотням тысяч бывших и нынешних соотечественников, включая хабровчан, которые на собственном опыте узнали о скрытых от глаз туристов деталях и нюансах жизни в той или иной стране. Обо многих таких особенностях, во многом являющихся шокирующими для непосвященных, можно прочитать только на специализированных иммигрантских форумах, а некоторые нюансы ежедневной жизни «за бугром» стыдливо обходятся молчанием даже там. Многие из эмигрантов, возможно, столкнувшись с какими либо из культурных особенностей новой родины пожалели, что не узнали об этих «особенностях» до отъезда. Для них, а также для тех, кто продолжает взвешивать всевозможные «за» и «против» перед тем как вступить на трап самолета, и предназначена данная статья.
Здания, улицы, подземные вестибюли метро, фасады домов в канадских городах выглядят неряшливо, обшарпано, неопрятно, попросту грязно. Частный бизнес экономит на всем и никогда не сделает ремонт или хотя бы просто не приведет в порядок внешний вид своей собственности, если «и так сойдёт». Поначалу это немного шокирует, но потом как-то привыкаешь.
Канада входит в большую семерку G7 индустриально развитых стран, однако качество автомобильных дорог общего пользования в стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Мой учитель вождения, выходец из Украины, не уставал повторять, что «дороги в Торонто г…о». Субъективно, по качеству дорожного покрытия в городах и на шоссе Канаду можно поместить на последнее место в списке Германия, Франция, США, Финляндия, Россия, Канада. Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
В городах имеются места и целые кварталы, в которых небезопасно находиться или просто проходить через них даже днём. В основном — это места рядом с ночлежками или центрами для безопасных инъекций наркотиков (см. ниже), которые могут располагаться через улицу от во всём остальном вполне благополучного района, где во дворах расположена школа и на детской площадке играют дети. Кроме того, в виду полной ликвидации в прошлом веке заведений призрения (аналогов советско-российских психо-неврологических интернатов, ПНИ), на улицах канадских городов бросается в глаза большое количество психически-неуравновешенных людей. Степень их мирности или агрессивности варьирует от полной безобидности (проходят мимо, бормоча себе что-то под нос) до средней степени навязчивости («эй, почему ты мне не отвечаешь?!») до проявления агрессивности (могут ударить, если подойти к нему или ней слишком близко). Мы с супругой однажды стали свидетелем милицейской облавы на психа, который разгуливал по нашему кварталу… абсолютно голым. В другой раз я видел на перекрестке в центре Торонто даму, которая в ожидании трамвая разгуливала по остановке в одних сапогах и… рубашке. Поначалу это немного шокирует, но потом как-то привыкаешь.
Во многих местах, особенно в центрах крупных городов, можно легко наткнуться на использованные шприцы, которые используют для инъекций наркоманы. Шприцы регулярно появляются на тротуарах даже после повсеместного ввода в эксплуатацию так называемых «площадок для безопасных инъекций» (safe injection site), финансируемых государством из средств налогоплательщиков. Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
Несмотря на то, что Канада декларировала ещё в 80-е годы прошлого века переход на международную метрическую систему СИ, большинство крупных бизнесов и мелких магазинов до сих пор использует устаревшие фунты, унции, дюймы и футы. Многие канадцы, особенно старшего поколения, так и говорят: «я не понимаю сантиметры (килограммы, метры)», в частности в бакалейных лавках и парикмахерских. Поначалу это немного шокирует, но потом быстро привыкаешь.
В магазинах, торговых центрах и универмагах в цену товаров, указанную на ценниках и этикетках, не включен НДС (HST). Поэтому окончательная цена, которую приходится платить на кассе, всегда на 13% выше той, которую изначально видит покупатель. Поначалу это немного шокирует, но потом как-то привыкаешь.
Медперсонал больниц и клиник ездит на работу в общественном транспорте в спецодежде — медицинских куртках и блузках, брюках, халатах, и потом носит её непосредственно при работе с пациентами, не переодеваясь. Можно в кабинете у врача столкнуться с медсестрой, которая ехала с вами в одном вагоне метро (такое однажды произошло с моей супругой) в верхней медицинской одежде, и которая в этой же одежде будет, например, делать вам укол. Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
В Канаде не приветствуется высказывание мнений, противоречащих так называемым общепринятым. Если вы, к примеру, считаете неприемлемыми однополые браки, разрешение детям с 5-и лет менять хирургическим или гормональным путём пол без получения согласия родителей, отказываетесь употреблять новояз в отношении трансгендеров — будьте готовы к взысканию огромных штрафов или даже к лишению свободы. Всё чаще можно слышать шутку, что «демократия — это когда моё мнение побеждает». Поначалу это шокирует, но потом многие как-то привыкают.
Мобильные телефоны работают далеко не везде, даже в крупных городах. Достаточно спуститься в подземный переход — как связь ухудшится, часто — весьма заметно. Во всём метро города Торонто нет покрытия мобильной связью. Не в тоннелях на перегонах между станциями — а даже на самих станциях связь не ловит. Поначалу это немного шокирует, но потом как-то привыкаешь.
В высотных домах отсутствует 13 этаж: за кнопкой 12-го этажа сразу идет кнопка 14-го этажа. Поначалу это немного шокирует, но потом быстро привыкаешь.
Недвижимость в Канаде запредельно дорогая. Говоря о ценах на канадскую недвижимость правильнее употреблять слово не «запредельно», а «запретительно» — настолько невообразимо высоки цены. Коренные канадцы жалуются на то, что молодежь впервые за десятилетия повально живет с родителями по причине того, что у целого поколения не хватает денег на первоначальный взнос. В Торонто в прошлом году почти за миллион долларов был продан дом с малюсеньким участком земли, который иначе как конурой не назовешь. Поначалу это немного шокирует, но потом как-то привыкаешь.
В общественном транспорте вежливые канадцы во избежание излишнего контакта с другими пассажирами садятся на двойные сидения со стороны прохода, даже если место у окна свободно, даже в часы пик. Попроситься протиснуться на незанятое место у окна, а тем более попросить соседа пересесть к окну с места у прохода, считается по-канадски невежливым. Если же место у окна занято — канадец или канадка сядет к соседу непременно спиной, чтобы не вторгаться в его личное пространство. Даже в часы пик вежливые канадцы не станут протискиваться в глубь полупустого вагона метро или салона автобуса. Поэтому вагоны метро уходят со станций полупустыми. Поначалу это немного шокирует, но потом быстро привыкаешь.
В целях искоренения дискриминации в отношении лиц-трансгендеров в Канаде в государственных учреждениях перестраиваются общественные туалеты. Для оптимального использования средств налогоплательщиков для трансгендеров сначала строятся отдельные выделенные туалеты (ломаются два туалета — женский и мужской, и на их месте строятся три новых), а затем эти же туалеты перестраиваются вновь (на этот раз ломаются уже три отдельных только что построенных туалета и на их месте строится всего один, но уже «общий»). Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
Ежегодно с приходом теплой погоды улицы канадских городов заполняются ревом мотоциклов без глушителей. Шум двигателей может настолько превышать санитарные нормы, что вызывает болевые ощущения в ушах у находящихся рядом пешеходов. Каждую весну в канадской прессе появляются статьи, в которых обсуждается необходимость законодательного запрета эксплуатации транспортных средств с модифицированными или демонтированными глушителями, но канадские законодательные органы не считают эту проблему заслуживающей внимания (за исключением властей Манитобы, которые ещё много лет назад вроде бы собирались ввести подобный запрет, но далее разговоров дело не сдвинулось), и по всей Канаде автолюбители продолжают нарушать покой граждан и ранить рёвом своих железных коней их слуховые органы. Поначалу это немного шокирует, но потом как-то привыкаешь.
Рядовые граждане в Канаде регулярно получают непрошеные звонки на свои мобильные телефоны — от «налоговой», о «выигрыше в лотерею», о «блокировке» счетов коллекторами и т. п. В последние годы количество таких звонков выросло в разы «благодаря» китайским спамерам; в особо неудачные недели можно получить более десятка звонков. Полиция и прочие органы власти практически не принимают усилий по борьбе с телефонным спамом. Поначалу это немного шокирует, но потом быстро привыкаешь.
Канадское общество очень религиозно. Существование воображаемого существа прописано в канадский основной закон, «Canadian Charter of Rights and Freedoms», который начинается словами «… Канада основана на принципах, которые признают верховенство Бога…». Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
Школьная программа (даже в религиозных католических школах), в частности сексуальное воспитание, весьма разнообразна, как разнообразно и многосторонне содержимое школьных библиотек. В рамках классной программы школьникам могут демонстрировать материалы, которые в иных странах могли бы показаться порнографическими. Демонстрируют их люди, которые в иных странах и окружениях считались бы половыми извращенцами. Поначалу это шокирует, но потом многие как-то привыкают.
В Канаде верховная власть принадлежит английской королеве, все граждане являются её подданными, и канадские законы меняются под её прихоти. В 1943 году, для того чтобы новорожденная голландская принцесса Маргарита могла в будущем стать голландской монархиней, часть канадской территории… на время родов перестала быть канадской территорией. Принцип «закон един для всех» в Канаде, очевидно, распространяется только на обычных граждан, но не распространяется на лиц голубой крови. Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
В Торонто в уличном кафетерии детишки могут купить мороженое в виде большого пениса. Поначалу это по-настоящему шокирует, но потом многие привыкают.
Учителя в канадских школах запрещают детям рассказывать своим родителям о том, что им преподают на уроках. Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
В провинции Онтарио сайты для «безопасных инъекций» наркотиков и магазины по продаже марихуаны были открыты во время всех COVID-локдаунов как необходимые населению услуги («essential services»). Недавно группа экспертов порекомендовала федеральным властям легализовать употребление тяжелых наркотиков, включая героин, с тем, чтобы «снизить нагрузку на органы охраны правопорядка». Поначалу это шокирует, но потом многие привыкают.
Мы с супругой привыкнуть так и не смогли и поэтому вернулись из Торонто в Петербург.