автор : shed
Где-то, насколько мне помнится, — в сентябре 2013 года – в город, основы которого заложил Си-отец, прибыла группка, состоящая из Рейда Хоффмана, со-основателя фирмы LinkedIn, Марти Шмидта, проректора Массачусетского Технического Института (МТИ), и Джойчи Ито, руководителя одной из лабораторий (Media Lab) того же МТИ.
Сопровождал их bunnie (смотрите фото в тизере, — Эндрю Хуан — Andrew Huang , автор широко известной в узких кругах книги ««Как взломать Хbox – HackingtheXbox», посвященной затравленному властями США до смерти Аарону Шварцу.»), лучше которого проводника по «неведомым дорожкам» рынка электроники в Шэньчжэне просто не найти.
По мере продвижения по «дорожкам», глаза у ученых господ изумленно распахивались все шире. Что и не удивительно: картины перед ними представали чудесатее и чудесатее. Так что по завершению экскурсии «небожители» эмоций не сдерживали. Проректор так вообще заявил, мягко говоря, «Нас сделали !» (употребив в оригинале запретное слово «fckd»). А Джойчи Ито сказал повежливее, но так же обреченно: — Шэньчжэнь стал такой цельной экосистемой, что биться с ним лоб в лоб в этой сфере Америке бесполезно,
и лучше выстраивать сети, которые позволили бы с Шэньчжэнем сотрудничать (1)…
Что же сподвигло корифеев амерского хайтека на такие высказывания ? – Вот такие вот представшие перед ними чудесатые картины:
— Крошечная мастерская, способная собирать очень сложные платы малыми партиями, — и по немыслимо низкой цене, равной сумме, которую американская семья платит ежемесячно за кабельное телевидение!
Все потому, что работники мастерской размещают еле видимые невооруженным глазом компоненты на плате вручную, и с использованием такой технологии нанесения припоя, с которой, — по мнению американских спецов — может справиться лишь машина стоимостью в 50000 долларов! При этом китайцы не используют никаких микроскопов, или увеличительных луп, — работая на ощупь благодаря мышечной памяти;
— Современное производство с «чистой комнатой» и целыми рядами линий SMT (Surface Mounting Technology – линии, работающие по технологии монтажа на поверхности), детали на которые подают шустрые роботы…
«Шаньчжайный» на современном китайском сленге означает поддельный, но с совершенно другой эмоциональной окраской: слово «шаньчжай» в Китае произносят чуть ли не с гордостью.
Фактически речь идет о причудливом сплаве дозированного национализма, специфического юмора, технических инноваций, умеренного диссидентства и неуемной креативности ( и готовности делиться идеями и сотрудничать с друзьями).
Символом развития и коммерческого успеха шаньчжая стали сотовые телефоны, взрыв подделок которых произошел в 2007 году, когда тайваньская компания Mediatek предложила телефонные платы по демпинговым ценам. По разным оценкам, имитации занимают до четверти китайского рынка сотовых телефонов и активно проникают в другие развивающиеся страны.
При этом речь не идет о простом копировании — мастера шаньчжая пытаются по возможности улучшить иностранные разработки.
Например, почти все шаньчжайные сотовые телефоны одновременно работают с двумя сим-картами, а шаньчжайный iPhone снабжен сменным элементом питания и слотом для карты памяти.
Китайцы делают сотовые телефоны и в виде пачки сигарет, или автомобиля Ferrari, которые оказываются одновременно электрошокером или зажигалкой.
«Фактически речь идет об объединении всех самых интересных функций, которые мы находим у разных компаний, а покупатель в результате получает действительно удобный и универсальный аппарат ( то есть, разные идеи забрасываются в мясорубку воображения, таланта и некоего хулиганства, и на выходе получается фарш с разными специями, из которого лепятся оригинальные, дешевые и питательные котлеты — shed ). С ним потом можно и собственный бренд делать», — рассказывает менеджер компании Hongda Лю Яньна (2)…
А вот что в 2007 году говорил и как чувствовал себя сам bunnie после первого посещения этих заповедных дорожках, на которых легко можно заблудиться среди огромных кварталов рынка электроники, — различных электронных финтифлющек и компонентов для них:
—— При виде чипов и редчайших керамических конденсаторов, которые в Америке днем с огнем в свободном доступе не найдешь, и о которых я мог там лишь мечтать в самых своих влажных снах, мне даже немного поплохело.
Но при этом хотелось завернуть за угол, или побежать на следующий этаж, чтобы узнать, какие еще сокровища там таятся 🙂 …
— В специализированном книжном магазине человек просто не верит своим глазам: набрав книг долларов на 700 (судя по своему американскому опыту), у кассы он с изумлением видит чек на 35 долларов (3).
Вот одна из рецензий на книгу bunnie:
— — «Эта книга должна быть в качестве вводного курса у каждого студента, изучающего электронно-вычислительную технику… Такая книга должна быть у вас на полке, если вам нравится хакерство (в его первоначальном значении, а не в значении, извращенном большинством СМИ)» ( вспомним некоторые из «первоначальных значений» слова hacking: влезать, — в тонкости сложной программы или системы; тонкая ювелирная работа (требующая ювелирного мастерства и иногда, — долгого времени); осваивать, изучать что-то, разбивать на куски, разламывать – ( как ребенок разламывает игрушку, чтобы понять, что же там внутри; — но теперь таким любопытным говорят, что «неча» умничать: вам хватит просто «навыков», чтобы нужные кнопочки в нужное время могли нажимать – shed ) (4)
UnixReview.com
Современные шаньчжайцы это бунтари, индивидуалисты, работающие «в подполье» самостоятельные инноваторы.
У них внутренняя неприязнь к крупным компаниям. Многие из шаньчжайцев сами были сотрудниками таких компаний (как американских, так и азиатских), и ушли оттуда из-за крайнего разочарования неэффективностью своих тамошних работодателей.
Они действуют по принципу «Если ты смог это сделать, то смогу и я».
Слышал, что в Шеньчжене работает около 300 шаньчжайских организаций.
Работают они очень эффективно. Одна мастерская с 250 сотрудниками выпускает в месяц более 200000 мобильников (причем берется даже за заказы всего в несколько сотен аппаратов). А всего считается, что в Шеньчжене в месяц производится 20 миллионов сотиков. А это, — месячная выручка в миллиард долларов.
Важно то, что шаньчжайцы обычно работают с минимальным капиталом, почти без привлечения дополнительного капитала. По моим сведениям, начинающие компании обычно имеют на старте менее нескольких сотен тысяч долларов, и некоторые из них, тем не менее, через пару лет добиваются годовой выручки в 50 миллионов долларов…
Вообще-то, по моему ощущению шаньчжайцы, — это братья по духу классическим хакерам-предпринимателям с Запада. Но, — с отчетливыми китайскими особенностями. Мне больше всего нравится история одного такого парня, которому я безмерно завидую.
У него 3-этажный дом: на верхнем этаже его спальня, на среднем, — полностью укомплектованная линия SMT; и на нижнем этаже розничный магазинчик, продающий продукцию, произведенную этажом выше и спроектированную на верхнем этаже.
Даа, круто было заиметь собственную линию SMT прямо у себя дома! Это радикально изменило бы методы инновации, применяемые мной сейчас.
Я бы не только снизил свои производственные расходы, сократил время на прототипирование, но и смог бы как минимум на 20-50% урезать розничную наценку, обычно требуемую в розничной торговле США (если магазин будет в оживленном месте города).
joe_bleau says:
Ну и почему не заиметь собственную линию SMT?
bunnie says:
Я взглянул на цены такого оборудования в Китае. Они равны 20-50% стоимости бэушного оборудования, купленного в США.
Но проблема заключается в том, что транспортировка линии в США целиком обойдется недешево; накиньте сюда еще и тариф, который придется заплатить, заморочки с зонированием для размещения такой линии в своем доме, а также 20-30-кратное увеличение расходов на работников, которые должны будут обслуживать оборудование и работать на нем. И ситуация начинает выглядеть не очень привлекательной.
Если попробовать арендовать такой дом в центре Сан-Франциско, арендная плата будет астрономической. Да и никто просто не разрешит, чтобы одно здание было одновременно жилым, производственным и торговым…
— shed: Прелесть шаньчжайной экономики, — опасность которой для США сразу осознали «экскурсанты» — заключается именно в создании экосистемы. Которая похожа на обсуждаемый чуть выше 3-этажный дом. Где, — в одном месте – осуществляется и проживание, и изобретательство/ проектирование инновационных изделий, их прототипирование и изготовление (5).
Где разработчики/инженеры повышают свою квалификацию «в боевых условиях», что позволяет им, к примеру, выдавать на гора телефон, продающийся в розницу по цене… 9 долларов. Да, — всего 9 долларов…
Используемый в таком телефоне чип стоит всего 2 доллара, но тем не менее обеспечивает целый набор функций (среди которых и GSM, и Bluetooth, и SMS)…
В Америке, пришли к выводу «экскурсанты», такой телефон разработать уже не смогут. Так как способны на подобное лишь инженеры с рабочей грязью под ногтями, специалисты, до тонкости знающие как производственный процесс, так и софт в начинке самых современных сотовых телефонов. Таких инженеров в Америке уже не делают.
А кроме того, в «сияющем граде на холме» все секреты «интеллектуальной собственности» фирмами тщательно охраняются патентами, защищаются от конкурентов.
Тогда как в Шэньчжэне цветет и пахнет тот самый «Шаньчжай», — состоящая из многочисленных сетей, сплетенных членами семей, друзьями и доверенными коллегами, . питательная среда, в которой члены сети делятся друг с другом своими наработками, идеями, практическими выкладками. Непреложное правило такое: делятся с тобой, делись и ты, а с теми, кто решает «покрысятничать», обходятся жестко: он становится изгоем. В китайском обществе это суровейшее наказание…
Во всех маленьких фабричках, которые мы посещали, их работники живут в окружающих фабрику общежитиях, в которых и питаются. Все их эти расходы оплачиваются фабрикой, а зарплаты идут в сбережения, или на располагаемые доходы.
Мало того, все менеджеры и даже босс живут вместе с работниками.
Конечно, я понимаю, что нас водили по самым хорошим фабрикам, но все люди выглядели довольными, открытыми и сплоченными…
Заходим в книжный магазин Шеньчженя. На самом видном месте стоит полка с иностранными книгами, набитая классическими книгами вроде Thomas Lee’s RF design book и нескольким книгами Razavi… Набиваю сумку 6 или 7 книгами, — наверное долларов на 700. К моему изумлению на кассе с меня берут менее 35 долларов– да еще дарят несколько дисков по теме.
Знание здесь стоит дешево, так же, как и компоненты. Хотя содержащееся в этих книгах знание на самом деле это самое дорогое, а различные компоненты для претворения этого знания в жизнь можно найти в магазинах в 3 кварталах от магазина книжного.
В нескольких часах езды в северном направлении располагаются около 200 заводов, способных большими партиями материализовать любые задумки в сфере электроники… И это не какие-то захудалые шарашки. А предприятия, оснащенные самым современным оборудованием.
Шеньчжень напоминает мне Кремниевую долину 80-х. В этом городе с населением в 12 миллионов человек, большинство из которых работают в технических отраслях, на производстве, где многие учат английский, и все горят желание усердно трудиться, наверняка найдутся китайские Джобсы и Возняки, неспешно готовящие следующую революцию…