На этой неделе мировая элита вернулась в швейцарскую горнолыжную деревню Давос, чтобы отпраздновать начало Всемирного экономического форума после пандемии. Но среди собравшихся миллиардеров, банкиров, политиков и филантропов послышалось тихое недовольство: где американцы?
Среди отсутствующих был президент Джо Байден, который руководит пока еще крупнейшей экономикой мира. Вице-президент Камала Харрис и госсекретарь Энтони Блинкен также не явились. Никто из Белого дома не был отправлен на саммит — и как-то само собой получилось, что в деревне удалось собрать экономическую элиту мира, но не политическую.
Впрочем, есть вопросы по качеству и экономической элиты — если в этом высоком собрании нет глав Газпрома, Роснефти, Росатома, Хуавей, Али, то кто все оставшиеся вообще? Да, у них полно денежных знаков, под их властью компании с невероятной капитализацией, но в условиях дефицита ресурсов любая капитализация сдувается столь же быстро, как до этого и надувалась.
Американские власти представлены в Давосе очень серьезными людьми. К примеру, министр труда США Марти Уолш, глава Национальной разведки США Аврил Хейнс и торговый представитель США в Евросоюзе Кэтрин Тай — кстати, это именно она на снимке, а не китайская шпионка, как кто-то мог подумать. Более серьезные и влиятельные люди заняты более серьезными делами.
Всего в двух часах езды от Давоса на поезде находится министр финансов США Джанет Йеллен — она встречается в Цюрихе с товарищем Лю Хэ, дабы хоть как-то склонить китайцев к противостоянию с Россией. Понятно, что стойкость товарища Лю не дает ни единого шанса, но миссис Йеллен должна была попытаться — и сразу же после встречи с товарищем Лю Хэ миссис вылетает в Африку, поскольку вояж ее босса Байдена в конце прошлого года оказался совсем уж безрезультатным. На глупости в виде посиделок в горнолыжной деревне у миссис Джанет времени просто нет и не будет.
Товарищ Байден сегодня тоже в Европе. Встречается на американской военной базе Рамштайн в Германии с верными союзниками по блоку НАТО для обсуждения, что дальше делать с этой гадкой Россией — и то, что встреча уже омрачена тяжелыми противоречиями, осложняет задачи товарища Байдена.
Например, Америка подталкивает Германию к отправке танков «Леопард» взбесившемся хутору — в ответ на это предложение товарищ Шольц указал товарищу Байдену, что пусть сначала Америка отправит свои Абрамсы. Товарищ Байден категорически не согласен с данной постановкой вопроса, потому что в этом случае Вашингтон становится легитимной целью для российских РВСН. Вашингтон жалко, а вот Берлин не очень — поэтому перед товарищем Байденом сегодня стоит задача как следует погонять лысого, чтобы тот не слишком сопротивлялся судьбоносным решениям вашингтонского обкома — и в этом ему всеми силами помогут товарищи из лондонского ЦК, так что встреча обещает быть крайне интересной.
Понятно, что лысый будет сопротивляться давлению всеми силами, так что даже интересно, чем все закончится в Рамштайне — впрочем, новый министр обороны Германии Борис Писториус уже заявил, что говорить о каких-либо действиях можно будет только после того, как будет проведен всесторонний аудит вермахта. А это дело не быстрое, крайне вдумчивое, требующее изучения кучи самых разных накладных минимум за последнее десятилетие — так что со своими глупыми вопросами приходите завтра. Не сегодня, а завтра — написано же, читать умеете?
Есть и еще несколько причин того, почему «самый могущественный человек в мире» проигнорировал Давос. Во-первых, придется отвечать народу по поводу антисоюзнического закона по снижению инфляции (IRA), который откровенно перетягивает крупный европейский бизнес за океан. Во-вторых, у товарища Байдена 7 февраля очередной отчет о положении дел в Союзе, как называются США в Конституции — и товарищу Байдену жизненно необходимы хоть какие-то успехи. Это некий аналог обращения Путина к Федеральному собранию, но со своими нюансами — в ожидании этого события республиканцы точат клыки напильниками.
Нужно замыливать скандал с секретными документами. Нужно отвлечь Конгресс США о расследования по делу Хантера Байдена. Необходимо не только продемонстрировать экономические успехи, но и твердость руки в международной политике — и лысый попался как раз вовремя, чтобы эту самую твердость президентской руки явить миру.
Между тем, цирк в самом Давосе продолжается. Сенатор-демократ Джо Манчин и сенатор-ренегат Кирстен Синема в совместном выступлении в Давосе ударили по рукам, согласившись не прекращать обструкцию друг друга в Сенате США. Но куда интереснее были слова Манчина, которые он сказал на энергетической панели ВЭФ.
“Было много ужаса и беспокойства по поводу IRA, Закона о сокращении инфляции, думая, что это нанесет ущерб ЕС”, — заявил сенатор Манчин и тут же добавил: “У нас нет никакого намерения нанести вред кому-либо из наших союзников и, по сути, дать им уверенность в том, что мы всегда будем рядом”.
«Нет намерения дать уверенность». Фиксируем.
Присутствующие позволили себе не согласиться с сенатором, указав тому, что целый ряд крупных бизнесов уже переехал в другие страны, а очередь желающих переехать только растет, но не сокращается — в этот момент бывшая демократка Кирстен Синема и пришла на помощь коллеге, помогая переключить внимание присутствующих на противостояние между демократами и республиканцами в Конгрессе.
Честно говоря, я в восхищении. Эти предприниматели как дети, ей-Богу — стоит им только показать некую интригу внутри американской элиты, как они тут же забывают обо всем на свете. Понятно, что бизнес Европы уже давно приучен делать стойку на новости из США, но в этом есть и своя уязвимость — когда экономика начинает зависеть от политики, получается кризис, иногда структурный и неконтролируемый никем.
Тем временем глава ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что инфляция слишком высока для развитых экономик Евросоюза, поэтому ставки будут повышаться и дальше — то, что это на корню убивает ипотечную среду и, как следствие, строительную отрасль, миссис Лагард не беспокоит, она выше всех этих мелочей.
Генеральный директор Bank of America Брайан Мойнихан тоже настроен весьма оптимистично: “Этот год заканчивается позитивно, следующий год заканчивается позитивно, но в середине у вас небольшая впадина” — сказал Мойнихан в интервью Bloomberg Television в предпоследний день ВЭФ в Давосе — “Мы находимся в чертовски лучшей форме, чем все остальные экономики, с которыми я здесь разговариваю”.
А я всегда говорил, что оптимисты спасут этот мир — вот и Мойнихан это подтвердит. Правда, макроэкономические показатели США не разделяют оптимизма мистера Мойнихана, но на то они и показатели, что их всегда можно подкорректировать в нужную сторону — научилась же Америка приписывать уровень инфляции к ВВП? Здесь тоже научится, если пока еще не умеет. Хотя в этом деле компетенции США неоспоримы.
Ну и вернемся к тетке китайской наружности, внезапно оказавшейся самой автохтонной американкой. Торговый представитель США Кэтрин Тай заявила, что ведет “конструктивные” и “честные” переговоры с союзными странами о субсидиях и налоговых льготах в Законе о снижении инфляции, которые, по словам стран, несправедливо пойдут на пользу американским компаниям.
Предстоит еще разобраться, кто позволил мадам Тай открыть хлеборезку, особенно в предвкушении отчета товарища Байдена перед Конгрессом — впрочем, уволить ее без скандала уже не получится, ибо она:
А. не белая,
Б. не мужчина,
В. дура-дурой, но своя.
Мадам Тай долгие годы отстаивала введение глобальной налоговой системы — и вот уже в Давосе какая-то чумазая Нигерия категорически высказалась против этого: по словам министра финансов Зейнаб Шамсуны Ахмед, Нигерия отказывается присоединиться к пересмотру глобальной налоговой системы, которая, по ее словам, противоречит интересам африканских стран и может фактически подорвать налоговые поступления ее страны.
«Переговоры не проводились на равных, благоприятствовали богатым экономикам и создали правила, которые слишком сложны для эффективного применения Нигерией. Если мы подпишемся на это, это будет означать, что мы лишены права получать налоги от компаний среднего размера, с которых мы теперь, по нашим собственным законам, имеем возможность собирать налоги”, — заявила она.
Это очень своевременно высказывание перед вояжем Джанет Йеллен по Африке — вчерашние слова министра финансов Нигерии опубликовали практически все ведущие СМИ этого континента. Похоже, что поездка миссис Йеллен после такого по эффективности будет примерно равна поездке ее непосредственного босса.
Мойнихан заявил, что Bank of America опередил то, чего хотел достичь в плане укомплектования персоналом, поскольку за последний год уровень выбытия персонала начал снижаться, и теперь “может замедлиться процесс найма” — такой замысловатой формулировкой Мойнихан описал процесс массового увольнения сотрудников, который идет во всех без исключения американских банках.
По поводу слов товарища Мойнихана хотелось бы заметить вот что: когда экономика на подъеме, персонала в банках всегда не хватает — и то, что он днем раньше заявлял о «чертовски хорошей форме» американской экономики, соответствует действительности примерно никак.
Это был странный форум. Ведущие политики не приехали — даже Америка по большей части проигнорировала эти посиделки в горнолыжной деревне без снега. Хотя американская делегация и была самой большой, реальных результатов для США не последовало — оно и понятно, даже среди союзников уровень недовольства действиями Белого дома уже давно зашкалил.
Но есть и еще одно важное обстоятельство. Давосу не удалось всерьез консолидировать экономики стран Запада — фактически, весь форум прошел по принципу «кто в лес, кто по дрова». Противоречия стали слишком явными и вышли на первое место при обсуждении будущего — а в таких условиях о перспективах говорить просто бессмысленно. Их нет, ибо нет единой цели — а ее только предстоит найти, потому что системный кризис и называется системным по той причине, что утерян общий вектор движения и развития.
Нет конечной цели. раньше с целями был даже переизбыток, а сейчас они все кончились — в конце концов, эксперимент по глобализации и не мог окончиться другим результатом. Страны остались странами, никто не стер границы и не упразднил национальные власти — так что теперь придется решать проблемы на уровне договоренностей между элитами, а вот способны ли они договариваться — самый главный вопрос на сегодня.
Зато экскортная отрасль получила беспрецедентную прибыль и мощный толчок к развитию — глядишь, фрау Урсуле, миссис Йеллен и фрау Бербок будет куда податься в случае чего.
Заодно могут и лысого с собой прихватить, нравы сегодня весьма игривы и разнообразны.