Многие думают, что главное отличие Болонской системы – это когда есть всякие там бакалавры, которые учатся 4 года, вместо 5, как было принято в Советском Союзе.
На самом деле, это вовсе не так. Бакалавриат и 4-летнее обучение, а также все эти 100-бальные системы оценок и прочее – не являются отличительными особенностями «Болонки».
К слову сказать, лично я полностью «За», чтобы в России сохранялась градация различных сроков обучения. Ведь одни профессии требуют действительно долгого обучения (как врачи, например), а какими-то специальностями реально можно овладеть и за 4 года.
Так что сохранение сроков 4-6 лет для высшего образования – это правильно. И бакалавриат, и магистратуру можно оставить (хотя, названия я бы поменял) – все это не является «достоянием» и вредом Болонской системы. А что же является?
В чем главный вред Болонской системы
Эта система названа в честь Болонского университета в итальянском городе Болонья (соус «болоньезе» тоже оттуда).
Именно в этом университете в 1999 году министры образования из 29 стран Европы подписали Болонскую декларацию, к которой через 4 года присоединилась и Россия.
Необходимость такой декларации объясняется просто. Исторически в каждой стране сложились свои собственные стандарты образования, поэтому сложно сопоставить специалиста из России и Франции, потому что они учились по разному и их по разному оценивали.
Ну, самое элементарное: в ВУЗах СССР и России были приняты оценки по 5-бальной шкале. Все эти «Отлично», «Хорошо» и «Неуд.». И теперь представьте, что человек с таким дипломом приезжает во Францию, где какая-нибудь 24-бальная шкала (взято наугад, не знаю, какая там была система).
И вот смотрит французский работодатель на все эти «Хор.» и «Неуд» в дипломе и спрашивает:
– А вы вообще кто? Чему вы учились? Что знаете?
Вот чтобы такого не происходило, страны Европы договорились, что:
А) они приведут все свои системы высшего образования к единому стандарту;
Б) будут признавать дипломы друг друга. То есть с дипломом из России можно будет работать во Франции, т.к. обе страны входят в Болонскую систему.
В общем, если совсем коротко: суть Болонской системы в единых стандартах и признании дипломов друг друга.
Казалось бы, что в этом плохого? Это же наоборот замечательная идея. Да, очень замечательная, если мы хотим выстроить единое и равноправное европейское сообщество.
Но на деле получается так, что Болонская система – это один из инструментов неоколониализма. Причем довольно серьезный.
1. К чему, например, приводят единые стандарты образования?
Единый стандарт образования означает, что должны быть и более-менее одинаковые программы обучения.
И если дело касается физики или математики, то оно может еще и ничего. Но вот когда речь заходит о гуманитарных науках (истории, философии, обществознанию и т.д.) – то тут уже возникают проблемы.
Всё это – мировоззренческие дисциплины. Они формируют взгляды человека, его ценности. И теперь вы сами можете представить, как легко запудрить нашей молодежи голову, просто создавая нужные (Европе) программы обучения по той же истории (а создаются эти стандарты образования именно в Европе, а не у нас).
Сколько у нас охов и ахов по поводу того, что в учебниках истории про Сталинград написано от силы 3 абзаца, а про высадку США во Франции – целые главы?
Это и есть прямое следствие Болонской системы. Наши студенты изучают то, что изучают в целом студенты по всей Европе. А студенты в Европе изучает сами знаете какую сторону истории. Ту, где они на коне, а Россия – так, сбоку постояла.
2. К чему приводит признание дипломов друг друга?
К той самой «утечке мозгов». Болонская система в отношении России означает именно это.
Представьте, 2000-е годы. В России еще отголоски 90-х, это разруха, бандитизм и т.д. Промышленность в упадке. Предприятия закрываются. Какой француз с каким диплом приедет работать в Пензу? Или в Челябинск? Такие может и были, но единицы.
А вот в обратную сторону это работало прекрасно. Есть диплом из Пензы или Челябинска? Можешь переехать во Францию, Германию, Италию. Твой диплом там признают и заберут с руками и ногами, если у тебя какая-то нужная им специальность (физик-ядерщик, айтишник, авиаконструктор и т.д.).
Таким образом Болонская система была и остается инструментов выкачивания из России ценных кадров.
У себя там в Европе – да, она работает просто как инструмент обмена опытом. Но по отношению к России это не обмен, это именно лишение России ценных специалистов. Миграция ценных трудовых ресурсов идет в одном направлении: ИЗ России, а не В Россию.
Всем давно известно, что во всех крутых ВУЗах России (типа МФТИ или Томского Политеха) буквально дежурят «покупатели» из европейских стран, которые предлагают лучшим выпускникам контракты на работу в Европе.
Просто представьте, какой получается абсурд: государство тратит силы и время на обучение специалиста, а пользуется этим специалистом Франция или Германия.
Это какое-то суррогатное материнство получается. Россию в прямом смысле используют, прикрываясь красивыми словами «стандартизации» и «признания дипломов».
От Болонской системы выигрывала только Европа. К нам если кто-то и ехал, то единицы.
Ну, какой авиаконструктор поедет в Россию, если еще до недавнего времени в России практически не было гражданского авиастроения? Где бы он тут работал?
Чтобы сюда приехал авиаконструктор, сначала нужны заводы. А заводы строят инженеры. А инженеров еще со студенческой поры «вербуют» и забирают специалисты из Боинга и Эйрбаса.
Получается, замкнутый круг, который нужно было как-то разорвать, и вот его разрывают. С одной стороны – возрождается гражданское авиастроение (МС-21, Ил, Суперджет и др.), с другой – останавливается «утечка мозгов».
И вот так – по всем направлениям промышленности. Процесс небыстрый, но он идет. Выход из Болонской системы лишь все это ускорит. И дело, повторюсь, не в том, что у нас отменят или не отменят бакалавров, а в том, что наших студентов будут учить по нашим стандартам для нашей экономики, а не для чужой.
P.S. Справедливости ради стоит заметить, что Россию и Беларусь еще в 2022 году в рамках санкций «исключили» из Болонской системы, но это больше походило на формальность, которая могла быть и отменена в любой момент.
Сейчас же мы сами выходим и меняем образовательный процесс, что является важным этапом обретения суверенитета.