14 марта, к трибуне в зале суда вставали Леонид Солодилов и Валерий Смирнов. В 2011 году они входили в депутатский корпус заксобрания Кировской области. Первый – от фракции «Справедливая России», второй – от ЛДПР. Во время допросов оба свидетеля уверяли суд: как бы оппозиционные парламентарии не относились к законопроекту, если партия большинства, где концентрировалось более 50% депутатов, голосовала «за», то инициативу одобряли.
Леонид Солодилов – депутат Законодательного собрания V созыва, некогда «пищевой король» Кировской области, возглавляющий холдинг «Кировпищепром». Сегодня – пенсионер, живущий в центре города в частном доме.
Вопросы задавали уже стандартные для свидетелей-экс-депутатов: как поступал законопроект на рассмотрение в ОЗС, как проходит обсуждение инициативы на комитетах, поступали ли правки, предложения к первоначальному законопроекту, как бывший депутат оценивал законопроект, как голосовал за него, ощущал ли давление со стороны или знает факты лоббирования законопроекта.
Сторона обвинения (в суде все еще допрашивают свидетелей, заявленных этой стороной) задала вопрос: как Солодилов оценивает бюджет области тех лет и насколько выделенные на программу 450 млн рублей – большие для него деньги?
Бюджет, по словам Солодилова, в 2011 году был тяжелым. Несмотря на то, что 450 млн рублей – всего лишь 1% от объема казны.
О необходимости увеличить финансирование программы с 350 до 450 млн рублей (100 млн рублей были направлены на Кирово-Чепецк) депутатам докладывала на тот момент глава департамента финансов Елена Ковалева. Депутаты изучали вопрос увеличения финансирования программы, в том числе и потому, что сумма была солидная.
— Сумма так или иначе солидная. Вопрос обсуждался плотно. Были определенные споры: почему именно такая сумма, почему направляется в Кирово-Чепецк, – отметил свидетель и добавил, что поводов для недоверия к Ковалевой не было. — На тот период поводов не доверять позиции Елены Ковалевой не было. Сегодня – также недоверия нет. То, что было сделано на эти средства, – уже другое дело.
Несмотря на то, что фракция по вопросу выделяемых Кирово-Чепецку средств выработала позитивную оценку и мнение, сам Леонид Солодилов считал: выделять 100 млн рублей исключительно Кирово-Чепецку было несправедливо. Стоило, по его мнению, равномерно распределить средства между всеми территориями.
— Считаю, что это неправильно, что один из районов будет работать нормально, а остальные нет, – заметил свидетель.
Депутаты также озвучивали опасения о существующем риске при увеличении средств программы.
— Обо всех рисках, вопросах, возможных проблемах при реализации программы Елена Ковалева доложила. Но, на мой взгляд, предугадать все риски, возможные проблемы, которые могут возникнуть через 10 лет, предугадать очень сложно, – отметил свидетель.
Также Леонид Солодилов отрицал возможное давление на Елену Ковалеву и депутатов ОЗС при разработке и принятии программы.
— Что вам известно о компании КРИК? – спросил прокурор.
— На тот момент о КРИКе мне не было известно почти ничего: строят и строят. У меня с ними не было никаких контактов. КРИК должен был строить квартиры и передавать области. Я считаю, что он был просто исполнительным органом, который делал то, что скажет правительство региона. Если бы квартиры отдали бы коммерческой структуре, то я счел бы это нарушением, – ответил Солодилов.
— Известно ли вам, как в действительности развивались события? Было ли приобретено и построено жилье? Как распределялись квартиры?
— Как все распределялось, как все происходило, я, естественно, не контролировал. Но по прошествии времени поступила информация, что компания банкротится, – ответил свидетель.
Свидетель, как и все остальные депутаты, проект бюджета с выделением средств на программу «Служебное жилье» поддержал.
— Даже если кто-то считал, что это неправильно, большинством голосов поддержали проект. Это был один из тех законов, где требовалось большинство положительных голосов, а не две-трети. Сомнений в том, что закон будет принят, не было. Так как в нашем заксобрании более 50% депутатов было от «Единой России». А она сразу сказала, что проголосует «за», – заметил Солодилов.
— Как вы можете охарактеризовать подсудимого? – спросил судья.
— Я считаю, что в Кировской области было два достойных губернатора. Первый – Бакатин (Вадим Андреевич, возглавлявший регион с марта 1985 по май 1987 года, – ред.), второй – Белых. Которые что-то пытались сделать для региона. Я считаю, что это именно так. Все остальное – так, видимость.
Вторым к трибуне вызвали Валерия Смирнова – депутата ОЗС V созыва, члена партии ЛДПР, сейчас временно не работающего.
На многие вопросы всех трех сторон Валерий Смирнов отвечал не четко, переспрашивая по несколько раз один и тот же вопрос. Объяснял это просто: с момента событий прошло 12 лет, во время работы V созыва принималось множество вопросов – все не упомнить.
— Я и год назад после допросов следователей не помнил конкретики, – заметил во время судебного допроса Смирнов.
Но на вопрос судьи – дать характеристику Никите Белых – ответил быстро.
— Все познаётся в сравнении. Наш регион – не самый эффективный, дотационный. Скорее, положительную характеристику могу дать: в отличии от предыдущих губернаторов (с последующими я не особо общался) он был молодой, коммуникабельный. Никита Юрьевич очень сильно отличался активностью. Нужен ли нам был Космический центр? Не особо. Но зато теперь он есть!