Поймал украинец золотую рыбку, та говорит: проси чего хочешь. Он подумал и попросил: «Сделай так, чтобы был я с одним глазом». «Зачем тебе?», — спрашивает рыбка. «Теще хочу навредить — пусть люди говорят, что у нее зять кривой». Вот примерно по такой логике развивались в последние годы отношения между российским ОПК и украинской промышленностью.
Начиная с 2014 года, официальный Киев запретил поставки в Россию украинских комплектующих для российской военной техники. Что из этого вышло, рассказал журналистам на ВЭФ-2018 во Владивостоке курирующий ОПК вице-премьер Юрий Борисов.
Российская и украинская «оборонка» во времена СССР представляли собой единое целое. Сотни предприятий и там, и там участвовали в кооперации по производству самолетов, вертолетов, бронетехники, ракет, военных кораблей. Показательный пример — все вертолетные заводы расположены в России — в Ростове-на-Дону, Казани, Улан-Удэ, Арсеньеве, а двигатели для вертолетов делались украинской компанией «Мотор Сич». Так же, как и газотурбинные установки для корветов и фрегатов. Все они на 100% производились в Николаеве на «Зорямашпроект».
До 2014 года сотрудничество худо-бедно продолжалось, но после крымских событий резко оборвалось.
Чего хотел Киев, с кровью оторвавший свои предприятия от исторических российских партнеров? Ну, наверное, навредить соседу, как злой теще. Может, переориентировать свою промышленность на Запад. Не исключено, что просто хотел угодить американским и европейским кураторам.
В принципе вред наш ОПК ощутил. Особенно болезненный, потому что в это же время надо было срочно модернизировать Вооруженные силы. Отношения с Западом ухудшились, начались антироссийские санкции.
Естественно, первым делом просело производство военных вертолетов, остановилось строительство нескольких корветов и фрегатов. В обоих случаях из-за не поставки украинских движков. Сдвинулись сроки еще нескольких проектов.
Надо было ситуацию срочно исправлять. Так родились несколько программ замещенния украинского военного импорта. Да, потребовались дополнительные деньги на Госпрограмму вооружений и модернизацию ОПК. Но был и жесткий госконтроль за выполнением заданий импортозамещения. В конце концов, задача была решена. Вот как об этом сказал на ВЭФ-2018 журналистам, среди которых был корреспондент «МК», вице-премьер по оборонно-промышленному комплексу Юрий Борисов:
— Вопрос замещения продукции оборонно-промышленного комплекса Украины для России закрыт. Такого вопроса больше нет.
По словам вице-премьера, «все «болевые точки», которые мы действительно еще испытывали в 2014 году, пройдены».
— Это были в основном двигатели «Мотор Сич» для вертолетов и турбинные установки, редуктора для кораблей класса «корвет», «фрегат». «Сатурн» и завод Климова, ОДК полностью решили эту проблему, — рассказал Юрий Борисов. —
Сейчас заканчиваются испытания, сертификация этого типажа техники, и с текущего момента осуществляются поставки двигателей российского производства.
По словам вице-премьера, поставки с Украины широкой номенклатуры микроэлектроникик тоже были, но они «не носили какого-то определяющего значения». Дело в том, что шли эти комплектующие, как правило, еще на старую советскую технику. Ее в российской армии остается все меньше. Запрет Киева коснулся в основном поставок запчастей и сервисного обслуживания некоторой старой военной техники. Быстро заместить все это хозяйство продукцией отечественной промышленности не составило большого труда.
Что же получил Киев? По мнению Юрия Борисова, отказ от кооперации нанес непоправимый вред украинскому ОПК. И это факт.
— Они потеряли российский рынок. Я не знаю, чем они сумели заместить. Это проблемы уже украинсокго правительства. Не знаю, кто от этого выиграл. Пусть политики разбираются, — заключил вице-премьер.
А вот что на эту тему рассказал недавно руководитель «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев. Запорожское предприятие военную продукцию в Россию теперь не поставляет. «Исключено. И даже двойного назначения. Мы не связываемся с этим», — сказал Вячеслав Богуслаев, который еще несколько лет назад вместе с российскими партнерами активно занимался модернизацией военных вертолетов Ми-26, Ми-8, Ми-17.
В результате, по его словам, с 2014 года российские заказы уменьшились в 10 раз. «Мы теряем с каждым годом российский рынок», — подтвердил Вячеслав Богуслаев.
В целом товарооборот между Россией и Украиной, привел данные глава «Мотор Сич», упал с $63 млрд в 2013 году до $4 млрд в 2017 году. В этом году он подрос до $6 млрд. Но при этом вырос уровень российского импорта на Украину, а украинский экспорт в Россию — упал.
В сухом остатке российский ОПК получил увеличение объемов заказов за счет сокращения украинских поставок. Кое-какие заказы достались производителям других стран. На то и существует международное разделение труда.
Невозможно все делать самим, и не нужно, считает вице-премьер по ОПК. Он не исключил, что в дальнейшем Россия будет покупать отдельные комплектующие в различных странах.
— Существуют очень хорошие предложения стран Юго-Восточного региона, в первую очередь Китая, Малайзии, Тайваня, где сегодня сосредоточены основные высокотехнологичные производства, — обозначил Юрий Борисов потенциальных партнеров России.
Главное, по его словам, «держать под контролем ключевые моменты, которые определяют основные технические характеристики, и исключить зависимость в случае изменения политической ситуации, чтобы производство не встало».
К таким ключевым технологиям относится, например, разработка и производство матричных фотоприёмных устройств охлаждаемого типа, которые лежат в основе прицельных разведывательных комплексов для автобронетанковой техники. Например, для танка «Армата». Раньше матрицы тепловизоров поставлялись из Франции. С вводом санкций поставки прекратились. Но отечественные КБ, НИИ и предприятия оптоэлектроники мобилизовались и пробел устранили.
Начиная с этого года, матричные фотоприемные устройства для танкового производства поставляются исключительно российского производства. Зависимости уже никакой нет, подытожил Юрий Борисов.
Избавилась Россия и от тотальной зависимости от поставок из США американских радиационностойких электронных компонентов, используемых в ракетостроении и космической технике. Сегодня в номенклатуре электронно-компонентной базы для космических проектов, для ракетостроения, для ядерно-энергетического комплекса, доминирует уже российская электроника. Зависимости, которая бы исключила бы, например, срыв создания ракет «Сармат» или нового космическогокорабля «Федерация», сегодня уже нет
Выходит, и тут наши прежние партнеры «выстрелили себе в ногу», отказавшись от сотрудничества с Россией. Похожая ситуация, кстати, складывается и с решением Вашингтона чинить препятствия России в долларовых расчетах с партнерами в области военно-технического сотрудничества. Недавно, к примеру, зависли долларовые перечисления из Индии за поставку российской продукции. Но и эта проблема, судя по всему, решаема.
— Это переход на расчеты в национальных валютах. Нам доллары не нужны, нам рубли нужны. Рубль достаточно стабильная валюта, несмотря на волатильность и прыжки курса, — сказал вице-премьер.
По его словам, основные покупатели российского оружия смотрят на эту проблему «вполне здраво». Ряд экспортных оружейных контрактов уже переведены в национальные валюты.
— Зачем нам иметь контракты с Ираком или Китаем в долларах? В этом нет никакой необходимости, — разъяснял вице-премьер. — На долларе свет клином не сошёлся. Все, что выгодно для российского производителя, все пригодно.
По его словам, российских экспертов «интересует вся валюта, которая имеет реальную рыночную ликвидность, которую мы всегда можем превратить в рубли: евро, швейцарские франки, фунты, рупии».
Что ж, и такой итог могли бы предвидеть в Вашингтоне, начиная козни против российских оружейных конкурентов. И это еще мы не пустили в ход как следует наше секретное оружие — бартер. Это когда за российское оружие, кстати, очень востребованное в мире, в Россию хлынут заморские продукты и ширпортреб. Словом, все, что полезно, надо использовать. Главное — себе не навредить. Как тот украинец с одним глазом.
https://www.mk.ru/politics/2018/09/12/rossiyskaya-oboronka-poproshhalas-s-ukrainoy-i-dollarom.html