История одного предательства

Актер Всеволод Блюменталь-Тамарин - РИА Новости, 1920, 10.03.2024

Почему человек предает? Ответ на этот вопрос ищут как минимум две тысячи лет, с тех пор как Иуда получил свои тридцать сребреников.

Предатель опаснее врага и бьет больнее. О враге ты хотя бы все знаешь — он пришел уничтожить тебя. Предатель когда-то притворялся своим. Тема предательства, отказа от поддержки своих, отъезда, работы на вражескую пропаганду — одна из самых болезненных. И люди, узнав о том, что бывший кумир перешел сторону, воюющую против России, хотят его отменить навсегда, стереть память о нем в искусстве и культуре. Идут жаркие споры — правильно так делать или нет? Правильно ли отделять искусство от фигуры его создателя? И возможно ли? Роли и постановки — отдельно, поступки человека — отдельно? Можно ли продолжать читать книги автора, который донатит ВСУ или служит антироссийской пропаганде, получая грант от страны НАТО?

История дает там ответ. В годы Второй мировой войны предателем стал театральный кумир, знаменитый актер, звезда, талант, любимец высокопоставленных чиновников — нарком Луначарский покровительство ему оказывал лично. Его имя, стертое из народной памяти и учебников, из театрального искусства и культуры, — Всеволод Блюменталь-Тамарин.

Сын знаменитой актрисы и режиссера, он мгновенно сделал актерскую карьеру, имел шумный успех еще в Российской империи. Ему прочили великое будущее. Гастроли, концерты, выступления — он был одним из самых популярных актеров. Даже с революцией и Гражданской войной мало что изменилось. Блюменталь-Тамарин, в 1917-1918 годах живший в Харькове (советская власть оставила в его собственности хутор), выказал лояльность большевикам и спокойно работал. Однако стоило в город прийти белым в 1919 году, он поддержал Деникина, устроил торжественное театральное представление и стал собирать донаты на его армию. Когда город снова оказался в руках красных, Блюменталь-Тамарин был арестован, ему грозил расстрел. Но вмешалась его влиятельная мать — Мария Блюменталь-Тамарина, которая входила в число первых 13 актеров, получивших от советской власти звание «Народный артист СССР». Она попросила наркома Луначарского за сына. Блюменталя-Тамарина как представителя привилегированного креативного класса «отмазали». Более того, он получил полный карт-бланш в сфере культуры, чем и воспользовался.

Он создал свой передвижной театр, выпускал премьеру за премьерой. В своем театре он играл все главные роли. Предвосхитил то, что мы сейчас называем антрепризой. Популярность его была велика. Публика скандировала на спектаклях: «Тамарин, Тамарин!» Так бы дальше и шло. Но началась война.

Когда вся Москва эвакуировалась, Тамарин засел в Новом Иерусалиме, на Истре, где у него была дача в поселке Н.И.Л. — «Наука. Искусство. Литература». Этот поселок вывел Никита Михалков в фильме «Утомленные солнцем» под названием Х.Л.А.М. Эвакуироваться Блюменталь-Тамарин не спешил, более того, утверждал, что немцы их не тронут, он же немец. По одному из дедов он действительно был немцем. В начале октября 1941-го немцы вошли в Истру, актер сам пришел к врагам с предложением сотрудничать.

Для гитлеровской пропаганды он был находкой — популярный, талантливый, теперь полностью преданный рейху. Его берут на работу в пропагандистскую организацию «Винета», которая фактически была подразделением Министерства пропаганды Геббельса. В задачи этой организации первоначально входили перевод и изготовление плакатов, листовок, табличек, книжечек по тезисам немецких пропагандистов. Затем «Винета» занялась фронтовыми сводками и радиовещанием. Работа шла на эстонском, литовском, латышском, белорусском, украинском и русском языках. За первые полтора года войны «Винета» из небольшой переводческо-технической конторы превратилась в серьезную организацию, в которой были несколько подразделений, свои художники, актеры, дикторы, литераторы. Они распространяли слухи, изготавливали звуковые и кинофальшивки. Что-то напоминает, не так ли? Конечно, ЦИПСО.

Вот в такую организацию поступил работать Блюменталь-Тамарин. И 2 февраля 1942 года он уже вышел в эфир с призывом отказаться от защиты сталинского режима, сдаваться немцам и видеть в них освободителей от большевизма. Опять ассоциации с современностью. Тут уж ничего не поделаешь, такова история: повторяется в виде фарса. Предательство Блюменталя-Тамарина все же было трагедией, учитывая обстоятельства войны с Гитлером и талант актера, нынешние же повторяют его путь «на минималках», испугавшись отъема зарубежной недвижимости или блокировки счетов в банках Запада.

Радиостанция «Винета» вещала о противоречиях в руководстве СССР, существующих и мнимых, о техногенных катастрофах в тылу, о локальных выступлениях. «Пилили» мультиформатный контент, как «пилят» его сейчас десятки видео- и телеграм-каналов, рассказывая русским, почему у них ничего не получится с СВО и почему надо немедленно устроить революцию.

«Трудящиеся, объединяйтесь для борьбы против паразитного сталинского режима, который не имеет ничего общего с интересами рабочего класса в России, преданных в пользу интересов английских капиталистов. Бейте без пощады сталинцев! Готовьтесь к великой борьбе против сталинской власти».

«Коммунисты довели страну до того, что теперь, чтобы спасти ее от разрухи, существует одно средство — заключить немедленный мир. Но наше правительство не думает об этом. Это правительство начало войну, не подготовив к ней страну, имея военное командование, состоящее из невежд. <…> Правительство действует против интересов страны и народа. Мы требуем окончания войны, мы ждем, чтобы к власти пришла новая часть русского народа, которая заключила бы мир и спасла страну от катастрофы». Это цитаты из сообщений радио «Винета». Узнайте знакомые буквы.

В работу на гитлеровцев актер включил и свою жену Инну Миклашевскую.

Блюменталь-Тамарин был звездой гитлеровской пропаганды, он не только зачитывал чужие тексты, но и писал свои фельетоны, воспоминания, высмеивая жизнь в СССР и рассказывая о том, как его ущемляли «жиды-большевики». Он пытался давать советы немцам, как вести пропаганду — пообещать крестьянам, например, дать немного земли (предложение было отвергнуто) или издавать фейковую газету «Правда» (уже издавалась без него).

Сам Блюменталь-Тамарин описывал свою работу на Гитлера как героическое противостояние Сталину и режиму: «Мой дар дает мне право — бесценное право — бичевать великого убийцу Сталина и его подручных палачей. Три раза в неделю я подхожу к аппарату и, трепеща от ненависти, бросаю в эфир все свое негодование, весь мой гнев — дьяволу, уничтожившему все лучшее земли нашей. И это держит меня в жизни, это спасает меня от отчаяния. В этом весь смысл моего существования. Я часто плачу горькими безутешными слезами о моих погибших друзьях, бросаю эти мои слезы в устье маленького металлического аппарата, и они звучат в безграничном пространстве и не пропадают бесследно».

Узнаваемо, правда? Это не я мерзавец и предатель, это я воюю с «кровавым режимом», бросаю в ютьюб и телеграм обвинения дьяволу и плачу о погибших. Поразительно, насколько не меняется даже риторика!

Чем лучше обстояли дела на фронте для СССР, тем хуже шли дела у Блюменталя-Тамарина. Он строчил доносы на коллег, много пил и так пресмыкался перед немцами, за что его презирал даже предатель генерал Власов. Его презирала большая часть белоэмигрантов, называя его писанину лакейской.

Пропагандисты «Винета» в конце войны должны были работать на Власова — на его армию делал ставку Гитлер, стремясь спасти положение на фронте. Блюменталь отправился в Мюнзинген, где формировались части власовской армии, чтобы попроситься на работу. Но Власов актера не взял.

Актеру-предателю приходилось временами жить впроголодь, принимая в уплату за случайную работу коньяк или сигареты. Иногда ему присылал продуктовые посылки племянник его жены Игорь Миклашевский, сбежавший через линию фронта к немцам и воевавший в армии Власова. Блюменталь-Тамарин считал его своим приемным сыном и рассчитывал после войны в любом случае опереться на него. Но Миклашевский был агентом спецслужб: его отправили из СССР с заданием — ликвидировать Блюменталя-Тамарина. Не сразу, но миссия была исполнена. Предатель был ликвидирован 10 мая 1945 года.

Всеволод Александрович Блюменталь-Тамарин за измену Родине еще в 1942 году был приговорен к смертной казни Военной коллегией Верховного суда СССР.

Но в 1993-м он был силой какого-то демона реабилитирован! Предатель, нацист, сотрудник Геббельса получил реабилитацию «по формальным обстоятельствам». Статья 5 закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 3 сентября 1993 года № 5698-1 трактует эти обстоятельства так: «Признаются не содержащими общественной опасности нижеперечисленные деяния и реабилитируются независимо от фактической обоснованности обвинения лица, осужденные за: а) антисоветскую агитацию и пропаганду; б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй». То есть нацист, рассказывавший о советском строе в эфире геббельсовского радио, оказался ни в чем не виноватым.

С этим диким с точки зрения формальной, человеческой и исторической логики решением мы жили 31 год.

И вот недавно история страшного предательства получила другой финал. Глава думского комитета по культуре Елена Ямпольская обратилась в Генеральную прокуратуру с запросом о Блюментале-Тамарине. Ямпольская решила разобраться с реабилитацией в 90-х годах «известного, обласканного советской властью актера, с началом войны оказавшегося мерзавцем, иудой, фашистским холуем». «Такие вещи вопиют к небу», — считала депутат. И невозможно с ней не согласиться. Генеральная прокуратура изучила архивное дело и ответила: «осуждение указанного лица является обоснованным и законным», «Блюменталь-Тамарин перешел на сторону врага, стал сотрудничать с немецкими оккупантами, призывал по радио к борьбе против Советского государства». И итог. «По результатам проверки заключение о реабилитации Блюменталя-Тамарина, утвержденное 11.02.1993 и. о. помощника генерального прокурора Российской Федерации 19.02.2024 отменено, в его реабилитации отказано«.

История совершила круг и пришла в исходную точку — к справедливости. Всякий раз русская история отказывает в реабилитации предателям, даже если удается на некоторое время изменить вынесенное ею решение. Сегодня о предателе знают только театроведы да историки, память в народе о нем стерта. О бывшем кумире вспоминают лишь в контексте преступления и наказания: как об одном из немногих предателей из творческой среды периода Великой Отечественной и в связи с организацией сложнейшей спецоперации по устранению врага за пределами страны. Вот и все, что осталось от его ролей и спектаклей. Пустота, тлен и приговор.

История одного предательства