Вообще, это о жизни на границе с китайцами. Отец в то время работал старпомом на грузо-пассажирском судне, совершавшем регулярные рейсы из Благовещенска в Игнашино. Игнашино, это почти у слияния Шилки с Аргунью, где и начинается Амур.
Путь примерно 800 км. Половину лета я, с 6 — 7 лет проводил с ним. Думаю, это было продиктовано желанием родителей оградить меня от самостоятельных поисков приключений.
А тут всегда на глазах, регулярное питание, свежий воздух и вода и постоянно разная картинка окружающего. Все названия этих глухих деревень до сих пор звучат у меня в памяти как полузабытая музыка: Буссе, Кумара, Воскресеновка, Черняево, Корсаково, Албазино, Толбузино, Джалинда..
Есть там знаменитый Корсаковский кривун. Река делает петлю в 48 км, а между началом и концом, напрямую меньше километра. Было принято в те времена высаживать при подходе десант для сбора ягоды, грибов по сезону. Места там низкие, мшистые, голубика, брусника отлично растут. И пока пароход шкандыбает часов пять, а то и больше, если вверх по течению они там затариваются на общий котёл. Потом их забирают снова на борт.
Но берег то этот китайский. Просто со стороны Китая там в округе практически нет сёл, как нет и никакой охраны. А зачем?
Когда водили плоты то не было разницы к какому берегу их чалить. Должен заметить, что на верхнем Амуре плоты ночью обычно не водили, узковато, и к вечеру прижимали в удобном месте к берегу, крепили и дожидались утра. Мест таких было наперечёт. Буксиров обычно два, три. Один тащит, а другие одерживают. Позже старались всё же ставить к своему берегу.
Ну а потом лес кончился в удобных местах, и начались наводнения в Благовещенске, как прямое следствие вырубки речных долин.
На грузопассе было не в пример легче. На самом деле это была бывшая японская дизельная канонерка, со снятым вооружением. достроенными каютами и трюмами очищенными от военной лабуды.
Кстати, уже тогда на ней был электрический рулевой привод, чего на наших пароходах не встречалось. Крутили огромный штурвал как в «Волге-Волге» и руль вертелся через систему тросов. Плохо в ней то, что смотровые иллюминаторы в рубке были узенькие как бойницы. Может даже это была та самая канонерка, обстрелявшая в гражданскую дом моего деда на Шилке.
Шлёпаем как-то не спеша вверх по течению и тут наперерез выскакивает лодчонка и мужики в ней чего-то машут руками оживлённо. Стопорнулись, смотрим. . Они подъезжают и говорят: — вам рыба недорого нужна свежая? — Конечно. Экипаж большой, да и пассажиров кормить нужно. Тогда, говорят. подходите вон туда и забирайте.
Подошли, а там разбитая лодочка, запутавшаяся в сетке и бьётся огромная рыбина.
Ну, встали на якорь, спустили свою шлюпку и кое-как зацепили эту сетку к гаку вываленной за борт стреле лебёдки. Подняли со скрипом. Рыбина вошла поперёк палубы почти от борта до борта. Порядка 5 метров. Это была калуга, и даже по тем временам довольно крупная.
Не помню про икру, возможно это был самец. Пока его пытались оглушить. чтобы выпутать из сетки, залили всю палубу кровью и слизью. Потом была уха и прочее, но я есть не смог. Делали пельмени и мне говорили, что свинина.
И к осетрине до сих пор отношусь с опаской, хотя не так давно всё же ел; да очень вкусно. Но лучше в пельменях.
Рыбаки сказали, что это чудище их чуть не утопило. Выплыли, сбегали взяли другую лодку и тут мы идём. А так-то чего с ней делать? Деревня далековато, зацепить нечем, лодка старая, протекает. Да и от сетки мало чего осталось, резать пришлось. А по тем временам сетка — ценность.
Вообще в то время осетрина была обычным продуктом питания на реке. Не через магазины, конечно, а просто жители прибрежных деревень ловили для себя и на продажу. Держали пасеки, помню, эмалированное с крышкой ведро мёда стоило 5-7 рублей. Ягода: голубика, брусника по 3 рубля. В те времена река и тайга кормили деревни изобильно.
Зимой судоводители ходили по замёрзшей реке на лыжах от берега к берегу: ставили и обновляли створные знаки. От деревни к деревне, там и ночевали. Бывало и у китайцев, если вдруг пурга или ещё чего. Все местные манзы худо бедно понимали русский.
Не буду ручаться, так отец рассказывал. Жили с китайцами дружно, была хоть и слабенькая приграничная торговля и ежели б не Хрущ..
Китайцы поставляли кеды, отличного качества ручные фонарики, яблоки, вино, тёплое бельё, женскую шёлковую одежду, галантерею.
Солнце юла и миюла, Нида фанза пушанго, Часовой сыпи миюла, Моя фангули в окно.
— Узнаёте? — Миша снова повернулся к землемеру. — Ведь это «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно». Н. Старжинский. «Хозяин тайги».
А вот моему поколению пришлось воевать с хунвэйбинами. Кое-кто из однокурсников под обстрелы попадал на своих судах рядом с Благовещенском. Но это другая тема.
автор : Ipolit