18-летние срочники приняли бой у Теткино. Диверсанты легли, у нас ни одной потери

Когда после трехдневных боев наши окончательно выдавили масштабную диверсионную группу, вклинившуюся в пограничье Белгородщины и Курской области (в том самом Теткино), Минобороны сделало заявление. Оказывается, об этом вторжении наши спецслужбы знали еще за две недели до того, как все началось, и именно поэтому всех срочников у границы перевели на вторую и третью линию обороны.

А к границе были стянуты контрактники, мобилизованные, в общем, «опытные и повидавшие».

Но, как это часто у нас бывает, вывели всех да не всех.

Солдаты-призывники из 98-й Свирской воздушно-десантной дивизии с позывными «Водолаз» и «Зима» спокойно и деловито рассказали ТГ-каналу «Архангел спецназа» об этом своём первом бое:

«Заметили движение в поле. Открыли огонь. По нам открыли ответный огонь. Бой длился часов пять. Страшно не было. Смешанные чувства: вроде всё нормально, а вроде и стрельба. Противник понёс потери. У нас без потерь и ранений. Мы были готовы к этому. С нами командиры занимались. Отрабатывали, что будем делать при тех или иных действиях».https://t.me/rusich_army/13581?embed=1

По Сети, во-первых, сразу же покатилась волна восхищения «юными героями». Парни действительно молодцы, не дрогнули в первом бою, лишний раз подтвердив, что 18 лет – вполне боеспособный возраст. А во-вторых, возникли споры по поводу сильно изменившихся взглядов на защитников Отечества. С какого возраста они должны защитать Родину уже на самой передовой.

Вспомнившие о былых временах, подставили под сомнение нынешний устоявшийся постулат, что воевать нужно исключительно по контракту и в зрелом возрасте. Как-то подзабылось, считают они, что именно солдаты-срочники тянули на своих плечах две предыдущие войны – Афганскую и Чеченскую. И тянули достойно, часто героически. А контрактников тогда вообще не было.

Вот это, например, памятник 6-й роте в Пскове:

Легендарные 6-я рота Псковской воздушно-десантной дивизии, принявшая неравный бой 1 марта 2000 года под Улус-Кертом в Чечне, и 9-я рота, отразившая двенадцать атак моджахедов 7 и 8 января 1988 года на безымянной высоте в Афгане, в большинстве своем состояли из обычных призывников.

Мальчишки из 6-й роты погибли, но не сдались:

Срочником был и Евгений Родионов, принявший мученическую смерть в чеченском плену 23 мая 1996 года, в день своего 19-летия, отказавшись снять с груди крест.

Счёт дезертирам (тем, кого сегодня называют «пятисотыми») и самострельщиков в Афганистане шёл на единицы.

«Нередко бывало, что когда одни военнослужащие уходили на операцию, другие – те, кого собирались оставить для охраны городков, чуть ли не со слезами на глазах упрашивали командира взять их на боевые»,

– вспоминает полковник Андрей Сокольчук, секретарь партийной комиссии 40-й армии, отвечавший за морально психологическое состояние личного состава.

А вот что говорил во время Чеченской войны о срочниках в своём подразделении офицер спецназа Виталий Рощин:

«Этих ребят к себе мы сами набрали. Сейчас они приобрели боевой опыт и уже могут в городских условиях спокойно работать. Достаточно одного человека, чтобы удерживать целый дом, и пятерых, чтобы удерживать квартал. Был даже случай, когда двое пацанов в течение нескольких часов квартал держали. Вчера, например, ставили засаду недалеко от аэропорта Грозный-Северный в лесопосадке, из которой снайперы беспокоили наших танкистов. Когда переправлялись через речку, один из моих бойцов перетащил на себе все подразделение, чтобы люди не замочились, и всю ночь в засаде простоял мокрый».

Выполняют тяжёлую боевую работу солдаты-срочники, как видите, и сейчас — в ходе СВО, пусть даже не пересекая «ленточку», на границе Курской, Белгородской и Брянской областей.

Ситуация такова, что многие русские приграничные сёла сейчас фактически находятся в «серой зоне» – превращены в своеобразную полосу отчуждения. Людей оттуда эвакуировали (хотя некоторые на свой страх и риск возвращаются проведать свои дома и участки). Жить там нельзя из-за постоянных миномётных, артиллерийских и даже танковых дуэлей (танк Т-72 бьёт на 10 километров, а от границы до ближайших украинских сёл, превращённых в опорные пункты, километра 4, а то и меньше).

В 2022 году для прикрытия границы были задействованы воинские части, в том числе состоящие из солдат-срочников. Они-то и ведут через границу огонь по врагу, и, естественно, сами огню подвергаются. Постоянно меняют места дислокации, живут в укрытиях, то есть находятся в зоне вполне себе боевых действий.

В июне прошлого года, когда враг перешёл границу Белгородской области, Сеть облетели кадры, как генерал Александр Лапин ведёт за собой бойцов со словами: «Вперед, парни, за Родину! «. И эти парни – срочники.

«Ребята проявили себя самым лучшим образом», – так отозвался об участии срочников в тех боях на встрече с военкорами Владимир Путин. Президент передал свой разговор с их командиром батальона Никитиным:

«Я его спрашиваю: сколько у вас мобилизованных, а сколько призывников? Он говорит: все призывники, у меня нет мобилизованных вообще…Я говорю: и как себя ребята вели? [Ответ:] Блестяще…Никто не дрогнул вообще. И были очень собраны, работали эффективно».

Один из офицеров танкового полка, в составе которого были призывники, рассказал, что на их участке тогда погибло несколько десятков мобилизованных и только один срочник. Он назвал две проблемы, решив которые срочников можно было бы использовать с ещё большей пользой для вооружённых сил.

Срок службы. Раньше, когда он составлял 2 года (а на флоте – 3), лишь на втором году юноша превращался в настоящего солдата. Теперь же техника стала сложнее, а молодежь инфантильнее, и её боевая подготовка требует большего времени. Солдат только входит во вкус военной службы, а ему уже пора с ней прощаться. Не случайно значительная часть таких, вошедших во вкус срочников сразу же после дембеля переходят служить на контракт.

Возраст командиров. В связи с тем, что многие опытные офицеры сейчас задействованы на СВО, срочниками часто командуют совсем молодые выпускники военных училищ. Это порождает психологическую проблему: одно дело выполнять приказы того, кто опытнее и старше тебя, и другое – почти сверстника, который и сам еще ничего не видел.

После июньских боёв на границе в 2023 году некоторые регионы выразили озабоченность, что их призывники находятся в Белгородской области. Например, погибли трое срочников из Свердловской области, и омбудсмен региона Татьяна Мерзлякова обратилась к начальнику Генштаба Валерию Герасимову с просьбой вернуть всех срочников, оказавшихся в Белгородской, Курской, Брянской и Воронежской областях, в места постоянной дислокации.

Никаких официальных объявлений на этот счёт не было. Но, по словам всё того же офицера-танкиста, в их полку срочников заменили на контрактников, причём возрастных — сильно за 50.

При всём уважении к их сединам, рассказывает офицер, полковая статистика такова. За полтора года погибли два срочника – один в бою, второй от несчастного случая. И за полгода ушли из жизни десять контрактников. Один умер от панкреатита, у второго оторвался тромб, третий покончил с собой, четвертый по пьяни вышел на дорогу и был сбит машиной… Все десять – не боевые потери.

Так что, по его мнению, ещё вопрос, от кого больше пользы на фронте – от взрослых или от «детей».

Хотя лично мне кажется, что все эти вопросы и примеры — риторические. Срочникам на линии боевого соприкосновения — точно не место.

Минобороны постоянно докладывает об успешности записи по контрактам, мол, дополнительных сил нам точно не нужно. А если вдруг на Фрунзенской решат, что нужно, то лучше тогда повернуть голову на восток. Там есть чуть ли не 2-миллионная армия товарища Кима, которая только и бьет копытом.

Даже на Украине есть закон, что мобилизуют в армию, только начиная с 25 лет. Зеленский каждый раз хочет его поменять, но даже он не решается. Тогда его точно «съедят».

Так что, «Водолаз» и «Зима» из 98-й Свирской воздушно-десантной дивизии, конечно молодцы, храбрые парни, но нам наши 18-летние ребята понадобятся для чего-то другого

https://t.me/dozornyinadsharom