Русские военные базы появятся в Багдаде: Американцы бегут из Ирака и Сирии

США осознали, что нахватали по всему миру вкусных кусков больше, чем реально могут проглотить, и готовятся в Ираке и Сирии повторить свой «гениальный» уход из Афганистана. Вывод контингентов пройдёт даже раньше, чем предполагается. О последствиях этого для Ближнего Востока, России и мира — в материале Царьграда.


ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ


От 100-тысячного американского контингента на момент вторжения нынче в Ираке осталось 2500 военнослужащих, которые в основном охраняют свои базы на случай конфликта с Ираном. Иран это, разумеется, понимает, и потому его прокси на эти базы периодически нападают, усилив атаки в связи с событиями в Газе. Ираку война на своей территории, понятно, ни к чему, а значит — актуальным становится лозунг «Янки, гоу хоум»…
В отличие от наслаждающейся американской оккупацией Европы, страны Ближнего Востока относиться к США за время их присутствия лучше не стали. Этого добивается даже ставший ручным Ирак, куда демократию, сопровождаемую оккупацией и ковровыми бомбардировками, американцы принесли в 2003 году. А Сирия так и подавно мечтает скинуть янки со своих земель, на которых они появились в 2014 году.

Ирак: пограбили страну — и будет

Что касается Ирака, то там ситуация объясняется просто. Дело в том, что Ирак — страна с преобладающим шиитским населением, но при Саддаме Хусейне управлялась суннитами. Поэтому-то шиитское большинство сочувственно восприняло западную интервенцию и проведение «демократических выборов», на которых многие их представители вошли во власть. И сегодня пост премьер-министра занимает шиит, а пост президента — курд.

Как реакция на американскую оккупацию, появилась ИГИЛ*, созданная при активном участии не смирившихся с поражением иракских офицеров-суннитов, которым было всё равно за кого, лишь бы против американцев. Поэтому новые власти Ирака использовали американцев для борьбы с ИГИЛ*. Но теперь игиловцы* разгромлены, и американцам показывают на дверь: мол, пограбили страну — и будет.

Заметим, что нынешняя попытка Ирака попросить на выход американцев уже не первая. Ещё в январе 2020 года, когда на территории Ирака американцы ракетным ударом убили иранского генерала Касема Сулеймани и иракцы всерьёз опасались, что Иран начнёт мстить, парламент Ирака принял решение. В документе говорилось, что Ирак требует одномоментного (!) вывода всех иностранных войск со своей территории. Более того, поручает правительству Ирака расследовать действия США на иракской территории, оно также должно будет пожаловаться в ООН на нарушение суверенитета страны со стороны американцев.
Сегодня создан иракско-американский комитет по выводу из Ирака иностранных войск, и заявлено, что иракская армия вполне в состоянии взять контроль за безопасностью на всей территории страны. А премьер-министр Мохаммед ас-Судани, выступая на Давосском форуме, отметил, что на фоне нынешней войны в Газе и вокруг неё Ирак не желает становиться жертвой разгорающегося противостояния между американцами и проиранскими прокси.

Спецпредставитель президента России по Сирии Александр Лаврентьев в связи с этим сказал:

Посол США в Багдаде заявил о готовности американской стороны к таким действиям — к выполнению требования иракской стороны, которое подтверждено решением парламента.

Какие последствия вывод американских войск может иметь для региона и для мира в целом? Специалист-международник Андрей Кошкин утверждает:

Главным является не сокращение военных возможностей США в регионе, а то, что исчезнет сам факт присутствия американцев в Сирии и Ираке, влияющий на расклад сил. Кроме того, активизируется Турция. Иран, усилившись, получит новые возможности для противодействия Израилю. Ну, и Форуму исламских государств это придаст дополнительную уверенность в своих силах.

Разумеется, выиграет в этом случае и Россия, у которой с Ираком традиционно хорошие отношения, да и с Ираном тоже. Тем более что, лишившись логистического снабжения через Ирак своей группировки в Сирии, американцам придётся убраться и оттуда.

Курдской пешкой можно и пожертвовать?

«Роман» США с сирийскими курдами начался в 2015 году. Курдский Союз демократических сил (СДС) стал сотрудничать с американцами, чтобы взять под контроль оккупированные тогда ИГИЛ* нефтеносные районы (90% сирийской нефти). Американцам это понравилось, поскольку решало две задачи: оставить страну разделённой и в хаосе, а кроме того — лишить правительство Асада ресурсов для победы и восстановления страны. Ну, и самим пограбить сирийскую нефть, разумеется.
Но вот ситуация стала меняться: тут тебе и Украина, и Газа, а в перспективе и Тайвань — как более важные направления. И всё усиливающиеся атаки проиранских прокси на американские базы, а уж вывод войск из Ирака оставит американский контингент в Сирии без нужной поддержки и логистики. Да и с Турцией, для которой решение вековечной курдской проблемы — идея фикс, договариваться надо.

Турки это понимают и вовсю пользуются. Отношения Анкары и Вашингтона на подъёме: Турция (которая нам, типа, «друг») одобрила вступление в НАТО Швеции и в порядке ответной любезности получила наконец разрешение США на продажу ей F-16.

Посему, несмотря на то что в последние месяцы турки бомбят на вроде как союзной американцам курдской территории электростанции, электросети, больницы и нефтяные месторождения, отчего миллионы людей остались без электричества и чистой воды, США относятся к происходящему «с пониманием». Разумеется, к чему дело идёт, курды прекрасно понимают и потому напряглись не на шутку. Один из их лидеров — сопредседатель СДС Махмуд Меслат заявил:

Весь регион охвачен огнём, и никто не ответит на агрессию Турции против нас, когда все заняты Газой. Мы просили США обуздать Турцию, но они отмахнулись от нас… Американцы сказали нам, что Турция не будет использовать самолёты F-16 против своих союзников, но мы думаем, что Турция сделает то, что захочет.

«Сдадут» ли американцы курдов, если что? Да запросто. Отношения с Турцией (кстати, вторая по мощи армия НАТО) для них на порядок важнее, чем курды, годившиеся разве что на роль орудия, позволяющего США вывести из-под контроля сирийского правительства самые нефтеносные районы страны и потихоньку их грабить, воруя и вывозя сирийскую нефть.

Но теперь появились вещи поважнее: позиция Турции по Газе, ползучая экспансия её в стратегически важном Закавказье. И, наконец, собственно американские выборы — при том, что всего 30% американцев вообще знают, что войска США стоят в Сирии, подвергаясь постоянным атакам шиитских отрядов и периодически отправляя на родину гробы. Что значит в сравнении с этим слово, данное каким-то там курдам? Вон с индейцами когда-то США 200 договоров заключили… и ни один не выполнили. И — ничего! А курды для них — те же «индейцы».

Если же американцы уйдут из Сирии, полностью развязав руки никогда не отличавшимся особым гуманизмом туркам, то, по мнению ряда экспертов, самостоятельно удерживать контролируемые ими районы СДС сможет максимум год, а то и меньше. Значит всё, что останется сирийским курдам — это как-то договариваться с сирийским правительством Асада. Разумеется, вернув при этом северо-восток Сирии с его нефтяными и пшеничными ресурсами под контроль Дамаска, который со своей стороны может предоставить им автономию. А уж Иран-то как обрадуется — тут и слов нет. Ну, и мы, понятно, тоже.

Что с того?

Как несложно заметить, долгожданный вывод американских войск из Ирака и Сирии, если таковой произойдёт, станет большим успехом России, ибо значительно усилит её позиции в регионе. С властями же и в Сирии, и в Ираке у нас полное взаимопонимание и традиционная дружба. Так что, как знать, не появится ли вскоре русское военное присутствие не только в Сирии, но и в Ираке? Ведь «свято место пусто не бывает». Да и народам тамошним от такой замены только лучше будет. Вон в том же Афганистане, где мы 10 лет воевали, нас, в отличие от американцев, по сей день многие добром вспоминают.* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая организация, деятельность которой в России запрещена.