В Молдавии разворачивается полноценный территориальный конфликт между Центром и регионом — Кишиневом и Гагаузией.

Этот конфликт для Молдовы куда опаснее приднестровского, потому что Гагаузская автономия де-юре и де-факто является частью республики, тогда как Приднестровье — нет. В ПМР сохраняются частично фрагментарные и неформальные связи с Молдовой, тогда как башкан Гагаузии по законодательству — член молдавского кабинета министров.

Между тем, президент Майя Санду башкану Евгении Гуцул министерский портфель уже год не даёт, говоря, что не потерпит в молдавском правительстве эмиссаров от мафии. На днях Санду прямо обозвала криминалом Гуцул и косвенно всю Гагаузии, Гуцул подала на неё в суд за оскорбление чести и достоинства, но и ей самой уже вовсю намекают на посадку. Все ждали ареста Гуцул прямо в аэропорту Кишинёва — по возвращении со Всемирного форума молодёжи, где она встречалась с Путиным. В аэропорту башкана в самом деле встречали следователи, но посадить не решились. Боятся бунта в Гагаузии. Теперь же, чтобы взять Гуцул, Санду придётся брать штурмом Комрат.

Когда Евгению Гуцул меньше года избрали башканом, я сразу сказал, что будет именно так, если только она не испугается и не сдаст назад. Гуцул не испугалась.

Ахиллесова пята любой оппозиции — отсутствие демонстрационной площадки, на которой она может показать электорату свой альтернативный курс. Ей остаётся довольствоваться предвыборными обещаниями, а электорату верить этим обещаниям или не верить. У башкана Гагаузии площадка пусть ограниченная в возможность, но есть, и в этом отношении Евгения Гуцул находится в куда более выигрышном положении, чем Додон или Чебан. Она может показывать и показывает молдаванам яркую, зримую и привлекательную альтернативу не проевропейскому, а антироссийскому курсу Санду на НАТО, Румынию и Зеленского. Переговоры о прямых поставках российского газа, снижение в связи с этим цен на энергоносители, карта Мир для гагаузов (денежные переводы из-за рубежа — важнейшая проблема для молдаван), инвестиции в Гагаузию российских регионов и бизнеса. Команда Санду и Речана, которая в ответ запрещает закупать газ в Молдову иначе чем через свои фирмы-посредники, на этом фоне очевидно проигрывает.

От этого и конфликт. Женская зависть и осенние президентские выборы, на которых у Санду всё сложно в плане переизбрания. Гуцул до сих пор не изьявляла желания идти в президенты Молдавии, но в любом случае, кандидат, которого поддержит Гагаузия, имеет все шансы стать следующим президентом.