Зал встал и громкими аплодисментами приветствовал вышедших на сцену Меньшова и Веру Алентову.
Режиссер сказал, что внимательно следит за кинопроцессом в стране и старается смотреть новые фильмы, хотя это не так легко, поскольку их количество переваливает за сотни.
Напомню, всё происходит на вручении премий MTV в 2007 году.
После просмотра многих фильмов вопросы у него были такие:
— Что это делали? Для чего это делали? Кто это делал? Какое-то ощущение, что между нами уже стена выросла. Между нашим поколением и поколением ребят, которые делают такие фильмы. Но однако существуют, попадаются фильмы, которые возвращают мне, по крайней мере, веру в себя. В то, что я понимаю искусство, кинематограф современный, понимаю, как это сделано. Это вызывает у меня ответные чувства. Я очень надеюсь, что среди номинантов — как это называется? — номинантов нашей номинации будут такие фильмы. Я не знаком с этим списком, посему…
Не зная, что добавить, он передал слово супруге.
Та произнесла набор ритуальных фраз, стараясь, словно бы себе самой объяснить, зачем и как они сюда попали.
Меня удивило, что она вышла на сцену, не выпуская из рук сумочку. Наверное, время еще было такое, что за кулисами страшно оставить.
И все же слова ее были добрые — про детей и внуков, ту общую кровеносную систему, которая все еще связывает их с теми, кто сидит в зале. За что она этим людям благодарна.
Они оба еще стоят и улыбаются. На экране начинается презентация фильмов-номинантов. Лица Владимира Меньшова мы не видим. Но, видимо, он успел заглянуть в конверт и даже жене еще не сказал, что там увидел, потому что она продолжает улыбаться.
Зрители ждут
— Вручать приз за лучший фильм этому фильму, достаточно спорному и позорящему мою страну, я бы попросил Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду, — говорит Меньшов и бросает конверт на пол.
— До свидания.
Раздаются жидкие аплодисменты.
Проходит несколько секунд и звучит громкий закадровый голос.
— Итак, лучшим фильмом в этой номинации признан фильм «Сволочи».
Аплодисменты, съемочная группа поднимается и идет на сцену. Все обнимаются и поздравляют друг друга, машут ручками оператору. Звучит бравурная музыка. Выходит зачем-то девушка в купальнике. Кино-то, вроде, не про пляж.
Кто-то подает с пола конверт режиссеру, который говорит:
— Нам не стыдно за этот фильм.
— Это супер-фильм! — кричат из зала.
— Спасибо!
Все кричат от радости. Зал и сцена победно вздымают руки вверх.
Режиссер «Сволочей» Александр Атанесян:
— Я сказал на премьере и повторю сейчас. Это фильм-предупреждение. Мы не снимали документальную картину о войне. Мы снимали картину, и мы бы не хотели, чтоб с нашими детьми, сегодняшними детьми и с моим сыном Даником (привет ему) произошло то, что произошло с героями фильма «Сволочи». Спасибо MTV, мы любим вас!
Аплодисменты, одобрительный свист, благодарность причастных к съемкам и награде.
— Спасибо! Спасибо за поддержку! Хочу привести слова священника Андрея Кураева*: «Господа критики, никто не обратил внимание за то, что это фильм об очеловечивании».
Спасибо, друзья.
— Скандал — тоже хорошо! — кричит кто-то. — Спасибо MTV! Спасибо! Спасибо!
Александр Атанесян:
— Комментировать поведение уважаемого режиссера я не хочу и не буду. Меня в связи со случившимся радует одно: мы все-таки живем в свободной стране, где один режиссер может снимать кино, которое хочет и которое соответствует его моральным принципам и убеждениям, а другой может позволить себе говорить о фильме коллеги все, что думает. Вот это демократия! И это ценно. Владимир Валентинович просто сорвался, по-моему. Бывает. (…) Радуюсь еще и тому, что живу не в советское время, когда режиссеры, фильмы которых не понимали и не принимали, заканчивали еще печальнее. Параджанов отсидел, кто-то спился, кто-то покинул страну. По сравнению с этим то, как поступил со “Сволочами” Меньшов, ничто.
Владимир Меньшов:
— Нельзя не помнить, какие споры вызвал этот, с позволения сказать художественный фильм, и какова была реакция на картину фронтовиков. “Быть такого не могло”, — в один голос говорили про сюжет о детях-смертниках времен Великой Отечественной войны эти отстоявшие страну люди. Но их долго никто не слышал. Пока сам автор литературного первоисточника Кунин, прижатый к стене фактами не пошел на попятный и не признался, что многое в этой порочащей страну истории присочинил. Ну и забыть бы эту грязную историю про страну питекантропов, посылающих детей на смерть. Так ведь нет, теперь она получает награды. Я сочувствую зрителям, которые выбирают фильмы-победители в этом конкурсе. Вот итог запудривания мозгов в последнее десятилетие. (…) Произошел сдвиг в сознании зрителей, раздвоение сознания. Как результат — триумф “Сволочей”. Надеюсь, что я своим поступком хоть чуть-чуть помог этому сознанию встать на место. Ну и защитил фронтовиков и страну, которую они защищали.
*******
По моему глубокому убеждению, фильмы, подобные «Левиафану»и «Сволочам», вывернувшим историю шиворот-навыворот (сегодня это один-в-один всем скопом проделывают с нами бывшие партнеры) сыграли свою роль в расчеловечивании России.
Владимир Меньшов сошел со сцены.
А кино продолжили делать те, кто спокойно на нее зашел и поднял конверт, — для тех, кто громко аплодировал им в зале.
Ни те, ни другие, за редким исключением, никуда не делись.
Вот и всё.
*29 декабря 2020 года Епархиальный церковный суд Москвы принял решение о лишении сана Кураева, которое вступило в силу после его утверждения Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 28 апреля 2023 года, Минюст включил его в реестр иностранных агентов