Решение о введении смертной казни не смогут принять в Госдуме и Совете Федерации, заявил глава комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
«Ни Дума, ни Совет Федерации не могут преодолеть решения Конституционного суда России по вопросу о смертной казни», — написал он в телеграм-канале.
Ранее глава думской фракции «Единая Россия» Владимир Васильев, комментируя теракт в «Крокус Сити Холле», пообещал проработать вопрос о смертной казни за терроризм.
«Сейчас много задают вопросов о смертной казни. Эта тема, безусловно, будет глубоко, профессионально, содержательно проработана. И будет принято решение, которое будет отвечать настроениям и ожиданиям нашего общества», — сказал он (цитата по «РИА Новости»).
Депутат Госдумы от крымского региона, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Михаил Шеремет заявил, что намерен инициировать вопрос введения в России казни для террористов.
«Намерен инициировать вопрос на законодательном уровне введения в нашей стране смертной казни за терроризм, распространение наркотиков и преступления в отношении несовершеннолетних. У… не должно быть никаких, хоть малейших шансов уйти от ответственности, чтобы неповадно было впредь больше никому нести угрозу жителям нашей страны», — сказал Шеремет РИА Новости.
По его словам, теракт в «Крокус сити холле» заставляет реагировать на вызовы современности и пересмотреть законодательную базу.
«»Уверен, что основная масса жителей нашей страны поддержит введение смертной казни за преступления против человечества», — сказал депутат
Парламентарий Виктор Водолацкий заметил, в свою очередь, что в России следует вернуть смертную казнь для «этих ничтожеств и выродков, которые устроили стрельбу, повлекшую смерть невинных людей, и их заказчиков необходимо вернуть смертную казнь».
Президент России Владимир Путин в своем телеобращении к россиянам заявил, что РФ установит и покарает каждого, кто готовил «кровавый и варварский» теракт в «Крокусе». Он добавил, что террористов ждет только возмездие и забвение, будущего у них нет.
После присоединения России к Совету Европы и подписания протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека в 1997 году в стране был введен мораторий на казни. Документ не ратифицировали, в Уголовном кодексе сохранилась эта норма в качестве исключительной меры наказания. Однако фактически смертную казнь последний раз применили в 1996 году.
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов:
«Не исключаю, что дойдет и до смертной казни, вернуть которую для террористов я давно призываю»
Тем временем за отмену действующего моратория на смертную казнь высказываются и в верхней палате парламента. В связи с этим повышается вероятность того, что устроивших теракт в Красногорске преступников будут судить на основании уже внесения изменений в той части закона РФ, которая предусматривает наказание за совершённые преступления.
Для справки: смертная казнь как высшая мера наказания действует в ряде штатов США, в Китае, Индии, Саудовской Аравии, Белоруссии, Индонезии, Египте, Иране, Вьетнаме, Японии и целом ряде других стран мира.
Первый замглавы комитета Госдумы по безопасности Юрий Афонин
«Надо и правоприменительную практику рассмотреть, и изменение законодательства. В рамках уголовного законодательства необходимо, когда речь идет о терроризме и убийствах людей, возвращать смертную казнь».
Граждане России ожидают отмену моратория на смертную казнь по некоторым тяжелейшим преступлениям, в том числе терроризму, заявила сенатор, член ЛДПР Елена Афанасьева в Telegram-канале.
«Для террористов только смертная казнь! Нет оправдания ни религиозными, ни национальными причинам совершения террористических актов. Россияне ожидают от законодателя снятия моратория на применения смертной казни по ряду тяжелейших преступлений! Уже нельзя больше задвигать этот вопрос», — написала она.
Единственным наказанием для лиц, совершивших теракт в концертном зале «Крокус Сити Холл», может быть только смертная казнь, заявила советник Генпрокурора РФ Наталья Поклонская.
«Произошедший теракт – чудовищная трагедия. Наказание за такое, действительно, только смертная казнь. Те, кто совершил подобное преступление, не являются людьми, а лишь управляемый механизм в оболочке человека-фанатика, не способного размышлять своей головой; трусливые, мерзкие фанатики-террористы«, – сказала она РИА Новости.
По словам Поклонской, трагедия в «Крокусе» – это преступление без срока давности и права на прощение.
Тина Канделаки:
«Время компромиссов и уступок разрушено, сожжено, растоптано. Навсегда. Но не сегодня и не вчера. Враг давно понятен. Он сам всё сказал. Пепел нашей вражды никогда не застилал русскому человеку глаза. Мёртвые требуют возмездия. И тогда, и сейчас. «Пора сказать решительно и бесповоротно, что с врагами нужно биться, а не соглашаться». Эту фразу произнёс когда-то Иосиф Сталин. Я не поклонник методов Сталина, но с этой цитатой невозможно не согласиться.
Ни о каком гуманизме речи быть не может. Я считаю, что, когда все имена будут названы, суд должен быть в прямом эфире: показательно и на весь мир. В советское время была прекрасная практика, и очень жаль, что смертной казни нет сейчас. Таким врагам только высшая мера наказания — расстрел».
Но правозащитник Меркачева против отмены смертной казни.
Меркачева объяснила, в чем опасность смертной казни для террористов
Теракт в «Крокус Сити Холл», повлекший многочисленные жертвы, стал поводом для возобновления разговоров о смертной казни.
С требованием снять мораторий выступили на следующий день после теракта, 23 марта, многие телеграм-каналы. Их поддержали отдельные законодатели («мы должны прислушаться к гласу народа»). Вообще эти разговоры поднимаются каждый раз, когда случаются трагедии. А потом, со временем, как утихает боль, так и стихают и они. Но, похоже, на этот раз все может быть по-другому. Слишком страшная трагедия произошла и многие требуют возмездия. Но такие решения точно стоит принимать на «холодную голову». Приведу несколько доводов против возвращения смертной казни.
Первое. Смертная казнь неэффективна с точки зрения предотвращения преступлений. Она вопреки расхожему суждению не снижает криминализированность общества. Уровень преступности в Иране, где практикуется смертная казнь, такой же, как в скандинавских странах, где нет в принципе жестоких наказаний. В тех государствах, где запретили высшую меру, не стало больше злодеяний, а наоборот. На преступность влияет не строгость, а социальные, экономические и прочие факторы.
Второе. Наказание в виде пожизненного лишения свободы для многих преступников даже страшнее, чем смертная казнь. Жизнь в суровых условиях, без права на что бы то ни было, без надежды — что может быть хуже? Все опрошенные нами потерпевшие высказались против того, чтобы совершивших страшные преступления с ними или их близкими расстреляли. Самое частое, что мы слышали: «Пусть живут и мучаются каждый день».
Третье. Невозможно избавиться от одного убийцы, не приобретая другого, да еще профессионального (того, кто будет совершать казнь). При этом механизировать казнь тоже невозможно: профессия исполнителя всегда будет принадлежать человеку, даже в самом развитом и роботизированном обществе.
Четвертое. Ценность человеческой жизни абсолютна и для людей, и для государства в 21 веке. Принцип «око за око» возвратит в самые мрачные времена Средневековья. По итогам Второй мировой войны сложилась концепция об универсальном праве человека на жизнь. Произошло это после Нюрнбергского процесса. Кстати, США предлагал публично расстрелять тогда 10 тысяч немцев. Но СССР настоял на международном суде, где были адвокаты, прокуроры, где каждый мог высказать свою позицию, а обвиняемые выступить с последним словом.
Пятое. Ошибки следствия и суда случаются, и мы знаем тому немало примеров. Исправить их можно только покуда человек жив.
Шестое. Оставшегося в живых террориста можно и нужно изучать, чтобы понять — что движет такими преступниками, что они испытывают. А еще важно показать, как они раскаиваются (все террористы, которых удалось мне опросить в колониях для ПЖ, говорили, что никакие цели, никакие деньги не стоят ни одной человеческой жизни).
Седьмое. По поводу смертной казни четко высказался Конституционный суд. «Ни Госдума, ни Совет Федерации не могут преодолеть решения Конституционного суда РФ», написал в своем телеграм-канале сенатор Клишас.
В общем, смертная казнь — патология, и она не должна стать нормой и порядком.
По материалам РБК.ру; РИА Новости; Рамблер; Военное обозрение; ЦентрАзия; Spletnik.ru.