В России начаты работы по соединению газотранспортных систем (ГТС) Восточной Сибири и Дальнего Востока. Об этом сообщил «Газпром».
Первый этап проекта предусматривает соединение действующих газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин — Хабаровск — Владивосток». Для этого в 2024 году начато строительство участка Белогорск — Хабаровск «Восточной системы газоснабжения». Его протяженность составит более 800 километров.
Отечественная ГТС фактически состоит из трех изолированных сегментов — западного (поставки по которому до недавнего времени обеспечивали газоснабжение Европы), восточносибирского («Сила Сибири») и дальневосточного (газопровод «Сахалин — Хабаровск — Владивосток»), поясняет доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. Стоит задача соединить все в единую систему. Помимо соединения ГТС Восточной Сибири и Дальнего Востока предусматривается перемычка между будущим маршрутом «Силы Сибири-2», идущего с месторождений Западной Сибири, и уже действующим трубопроводом «Силы Сибири».
Ресурсной базой газопровода «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» являются месторождения шельфа Охотского моря. Этот газопровод пока имеет внутрироссийское значение, поставляя сахалинский газ в Хабаровский и Приморский края. Мощность газопровода 5,5 млрд кубометров в год должна вырасти до 10 млрд кубометров для внутреннего рынка. Кроме того, от него же планируется сделать экспортный отвод в Китай, так называемый Дальневосточный маршрут, мощностью еще на 10 млрд кубометров.
По словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, объединение газотранспортной системы на востоке страны сделает ее более гибкой, надежной и эффективной. Разумеется, это позволит газифицировать населенные пункты, расположенные неподалеку от прохождения трассы нового газопровода, а также диверсифицировать источники экспортных поставок, сделать их более надежными как для поставщика, так и для импортера.
Как отмечает директор по исследованиям «Имплемента» Мария Белова, экспорт по Дальневосточному маршруту должен начаться в ближайшие годы, однако Сахалинский кластер является потенциально дефицитным с точки зрения газа. Основная причина этого связана с отсутствием ясности по срокам запуска Южно-Киринского газоконденсатного месторождения, которое попало под адресные санкции США еще в 2015 году. Таким образом перемычка между «Силой Сибири» и газопроводом «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» призвана решить вопрос с газом для выполнения обязательств перед китайской стороной при поставках по Дальневосточному маршруту.
Это морское месторождение, запасы которого оцениваются в 814,5 млрд кубометров газа. Проектная мощность добычи — 21 млрд кубометров газа в год. Ввод месторождения в эксплуатацию несколько раз переносился. Ранее планировалось, что газ с месторождения пойдет для обеспечения третьей линии завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) «Сахалин-2», которая еще не построена. Теперь же запуск месторождения привязали к поставкам в Китай по Дальневосточному маршруту.
Из-за санкций США стала невозможна поставка в Россию подводных добычных комплексов, необходимых для разработки месторождения, поясняет Андрианов. Южно-Киринское все равно осваивается, начало добычи запланировано на 2025 год. Но страховка за счет других месторождений и регионов, безусловно, нужна, считает эксперт.
Сейчас по «Силе Сибири» отправляет газ на экспорт в Китай с Чаяндинского месторождения в Якутии и Ковыктинского месторождения в Иркутской области. Андрианов отмечает, что неоднократно поднимался вопрос о вовлечении в разработку более мелких месторождений, лежащих вблизи от трассы «Силы Сибири». Перспективы данных проектов ограничены в частности объемом контрактов с китайской стороной, но при наличии альтернативных источников поставок они могли бы «подстраховать» дальневосточные проекты. То есть в данном случае речь идет не об увеличении общего экспорта в Китай (по сравнению с ранее оговоренными объемами), а скорее о повышении его надежности и гибкости с точки зрения ресурсной базы.
Что касается газификации, то, как объясняет Белова, соединение сибирской и дальневосточной газотранспортных систем поможет обеспечить подключение к трубе жителей либо вообще не газифицированных регионов, либо регионов с низким (по сравнению со среднероссийским) уровнем газификации. Это и Якутия, и Красноярский край, Иркутская область и Еврейская автономная область, а также Камчатский и Хабаровский края.
Не раз говорилось о том, что «Сила Сибири» должна стать драйвером экономического развития восточных регионов, но пока этого не произошло — уровень газификации в ряде субъектов РФ оставляет желать лучшего, считает Андрианов. На фоне обвала поставок российского газа в Европу можно подумать об увеличении внутреннего потребления, и сооружение упомянутой перемычки — один из шагов на этом пути, уточняет эксперт.
Источник: Российская Газета