Входящий звонок и моментальный сброс — кто и зачем так делает?

Многие сталкивались со странными звонками: после непродолжительного вызова (может длиться от 1 до 3 секунд) неизвестные сбрасывают его. 

Как показывает практика, в 99% случаев звонят таким способом мошенники и рекламные отделы компаний, а также автоматические рассылки.

С одной стороны, такие звонки кажутся безобидными, ведь злоумышленники не успевают установить контакт с потенциальной жертвой. Но на деле этот способ обзвона оказывается для мошенников еще более эффективным, чем тот, при котором они дожидаются ответа.

Зачем звонят и сбрасывают?

Звонок и моментальный сброс — способ ускорить процесс обзвона жертв или потенциальных клиентов мошенниками и спамерами. Чаще всего звонки совершаются автоматически с помощью специальных программ. Чем больше звонков сделано, тем больше людей смогут охватить злоумышленники. А так как приобрести базу номеров для них не составляет проблемы, список абонентов для звонков постоянно пополняется.

Заставляют абонента проявить активность

Входящий вызов и сброс позволяют мошенникам и спамерам потратить на каждого человека минимальное количество времени, но при этом заинтересовать ее. Пропущенный вызов заставляет жертву гадать, кто ей звонил. А так как жизнь многих абонентов сопряжена с постоянными звонками (коллеги, клиенты, доставщики, звонки по оставленным объявлениям и т.д.), часть из них перезванивает на номер неизвестных, чтобы не пропустить важный звонок.

После того как жертва перезванивает, мошенники могут перейти к следующей фазе действий:

  • Предварительная — ответный вызов фиксируется, а номер засчитывается как «активный». После этого номер вносят в список для дальнейших звонков и в следующий раз звонят на него уже с настоящими попытками обмана или рекламы.
  • Активная — как только жертва перезванивает, злоумышленники сразу переходят к делу. Если звонят спамеры, то они начинают рекламировать товары или услуги, если мошенники — жертву пытаются обмануть одной из схем.

Независимо от того, какую модель поведения выбрали злоумышленники, номер жертвы оказывается в списке «активных» абонентов. Даже если она сумеет распознать обман, на ее телефон начнет поступать куда больше нежелательных вызовов, чем обычно.

Заставляют позвонить на платный номер

Злоумышленники и рекламные отделы компаний могут арендовать платные номера, рассчитанные на исходящие вызовы абонентов. Как только жертва перезванивает, ее различными способами удерживают на линии: просят подождать соединения, проигрывают автоматическое сообщение, заманивают «выгодными» предложениями, чтобы абонент остался и дослушал. Чем больше времени жертва проведет на линии, тем выше окажется счет — один исходящий звонок на платный номер в среднем обходится абоненту в несколько сотен рублей.

При этом злоумышленников редко удается призвать к ответственности. Так как жертва позвонила самостоятельно, т.е. спамеры не навязывали ей рекламу, то и предъявить им зачастую нечего.

Что делать, если звонят и сбрасывают?

Хотя многие абоненты руководствуются правилом «не отвечать на звонки с неизвестных номеров», для некоторых это не вариант. Особенности работы значительной части людей подразумевают звонки от незнакомцев, пропускать которые не хочется. К счастью, сейчас появилось достаточно способов распознавания мошенников и спамеров для тех, кто не может позволить себе игнорировать звонки из-за работы или по другим причинам. Самые эффективные из них:

  1. Виртуальные секретари. Это услуга мобильных операторов, которая использует искусственный интеллект для ответа на звонки за абонента. Секретарь записывает содержание звонка в виде голосового и текстового файла, а затем отправляет его абоненту. Так он сможет узнать, кто именно ему звонил.
  2. Мобильные определители. Определить, является ли номер мошенническим, помогают приложения. Они работают с базами номеров злоумышленников, поэтому могут показать отзывы на звонившего и его репутацию. Рекомендуем NumBuster ().
  3. Ручная проверка. Проверять номера можно и самостоятельно — достаточно вбить номер неизвестного в поисковую строку браузера и открыть сайты, где о нем есть информация.

Иногда не брать трубку не выход. Например, этого не смогут позволить себе люди, работающие с клиентами. Им часто звонят с незнакомых номеров. В этом случае вся надежда на приложения — определители номера и блокираторы спама. С ними можно будет игнорировать звонки, которые сервисы сочтут подозрительными.

Молчите

Ещё вариант — брать трубку и ничего не говорить. Если на том конце провода человек, он, скорее всего, что-то скажет, и вы сможете отреагировать. Если робот, есть шанс, что он сочтёт номер неактивным

Не перезванивайте

Если на том конце провода человек, который хочет с вами побеседовать, он сам с вами свяжется. Даже если у него на счету минус, уже неприлично набирать и сбрасывать, чтобы перезвонили. Есть сервисы мгновенного пополнения счёта, отложенного платежа. Так что вряд ли вы пропустите что-то важное.