На что жалуются: с какими сложностями сталкиваются уехавшие из России оппозиционеры

Сергей Харламов

Медийные люди, переехавшие из России, часто критикуют то, что происходит в покинутой ими стране. Где-то «там» теплее, свободнее, а люди дружелюбнее и милее. Но на деле все оказывается не совсем так. Потом кто-то признается, что не может интегрироваться в общество без языка, кого-то охватывает тоска по родине, кто-то столкнулся с пренебрежительным отношением, несмотря на всю открытость и любовь к новым властям. Действительно ли политики, художники и активисты находят за границей свое счастье? Сергей Харламов рассказывает, на что жалуются уехавшие из России. 

Волнообразие

Российская эмиграция – колоссальное историческое явление. Но каждая публикация статистики – повод для очередного раунда прений за и против отъезда россиян за границу.

Принято выделять четыре волны эмиграции из России. Первая, конечно, связана с началом Гражданской войны и победой большевиков. В общей сложности в тот период из осколков Российской Империи «выскочили» 1,16 миллиона человек. Среди них было много интеллектуальной элиты: актеров, певцов, писателей, ученых. Многие не захотели жить в новом мире и уехали в Новый свет.

Вторая волна эмиграции пришлась на сталинский и послевоенный период – за границей оказались 8,4 миллиона человек. Люди бежали от советского строя или оказывались волей послевоенной судьбы далеко от дома (нацистские лагеря, дезертирство).

Третью волну принято отсчитывать с побега дочери Сталина Светланы Аллилуевой из советского посольства в Индии. Длилась она до середины 80-х. Уезжали в Германию и Израиль, страну покидали художники и архитекторы. Не последнюю роль сыграло диссидентское движение. Так, страна потеряла порядка 1,2 миллиона человек — сплошь амбициозных и творческих людей.

Представители Белой эмиграции, 1920-е

Четвертая волна началась с распадом Советского Союза, даже на пару лет раньше. Ее пик пришелся на первые шесть лет существования современной России. Миллион человек уехал на место счастливо вернувшихся в родную, но обновленную гавань трех миллионов русских. По данным Stratfor, миграционные потоки уменьшались в период стабильности 2000-х и даже во время кризиса 2008 года. Резкий скачок эмиграции произошел в 2012 году, тогда на волне протестных настроений из России уехало около 120 тысяч человек.

С тех пор цифра растет, в 2016 году страну покинуло 300 тысяч человек. Интересный факт: 20 тысяч на момент выезда были долларовыми миллионерами. Не стоит забывать, что на момент отъезда 1,5 миллионов человек за эти же 18 лет только легально приехало не менее 4 миллионов жителей ближнего зарубежья. Но приехали, как говорится, руки, а мозги как раз отчалили.

Свои среди своих

Журналист «Комсомольской правды» Игорь Ротарь, пообщавшись с некоторыми знакомыми «невозвращенцами» новой волны и опираясь на их мировосприятие, приходит к нескольким выводам. Люди, с которыми ему довелось разговаривать, не приемлют ни космополитизма, ни державного национализма. Однако в их мировоззрении существует концепция «малой родины», когда даже собственная дача, на которой герой провел детство, воспринимается как нечто более родное, чем широкие поля и колосящаяся рожь.

Количество эмигрантов по данным Stratfor

Многие из них стараются стать «новыми американцами», им не свойственно объединяться по национальному признаку, как это делают многие приезжие из других стран. Они не селятся вместе с соотечественниками, насильно заставляя себя «забыть» российские повадки.

А как же тоска по Родине? От нее изнывали эмигрировавшие представители Серебряного века. Гиппиус собрала вокруг себя «маленький Петербург», переехав в Париж. Интеллигенция от тоски даже придумала «гимн свободной России», который некоторое время до Второй мировой войны пели в американских салонах. Но можно ли то же самое сказать о новых уехавших?

Заграничные беды

Алексей Серебряков и Джеймс Нортон в канадском сериале McMafia

Сегодня медийные люди предпочитают выражаться очень аккуратно, чтобы ненароком не обидеть принимающую сторону.

Российский актер театра и кино Алексей Серебряков, известный своими жесткими высказываниями о русском народе, в Канаде. Человек, охарактеризовавший последние 20 лет России «ухудшением человеческого материала», автор фразы «национальная идея России заключается в силе, наглости и хамстве», стал «жертвой» образования.

Он перевез в Канаду двоих сыновей, которые успешно там учатся и совершенно адаптировались к новым условиям. Однако Серебряков пожаловался российским журналистам, что не чувствует себя свободно из-за незнания языка:

Мне просто не хватает английского, у меня нет такого языка, как у моих мальчишек, чтобы я свободно чувствовал себя на улице и понимал, что говорят люди вокруг меня. Это напрягает, мне это некомфортно. Именно поэтому я вернусь в Россию и буду жить в России. Но только по этой причине.

Серебряков даже рекламировал курсы английского языка ILAC, красноречиво убеждая читателя, что выучить язык несложно даже в 50 лет.

«Я не хотел бежать и прятаться, — заявляет в рекламе Серебряков. — Я хотел научиться налаживать коммуникацию». Справедливости ради, актер отдельно подчеркивает, что, несмотря ни на что, остается гражданином России.

Общественный активист Евгения Чирикова в 2015 году переехала в Эстонию, получив временный вид на жительство. В прошлом Чирикова была известна своей борьбой за Химкинский лес и другими экологическими акциями. Она была участницей всех основных митингов в 2010-2012 годах, но сейчас ее политическая деятельность ограничивается посещением «форумов свободной России», проходящих в Вильнюсе.

Евгения Чирикова (верхний ряд, в середине) на новогодней встрече со Львом Шлосбергом, конец 2017 года

В каждом интервью Чирикова расхваливала Эстонию, как могла. За отсутствие пропаганды и языкового барьера, за возможность заниматься активизмом и борьбой с российскими властями. По ее утверждению, Эстония стала для нее вторым домом.

В 2018 году Чириковой пришлось написать открытое письмо на имя президента Эстонии Керсти Кальюлайд, в котором она аккуратно, чередуя проблемы с восторгами, обвинила власти балтийского государства в разжигании межнациональной розни:

Живя в Эстонии, я поняла, что здесь существует два мира — русский и эстонский. Если государство не начнет интегрировать молодежь в эстонское общество, то это успешно сделает соседняя страна. Я попросила школу разработать для девочки специальную программу обучения эстонскому языку, чтобы она догнала других. К сожалению, дочь ее не получила. 

Чирикова рассказала, что большую часть зарплаты тратит на изучение эстонского языка всей семьей, но этого недостаточно для интеграции в эстонский мир. Ее дети «сидят в углу», потому что эстонские дети не хотят играть с русскими и не понимают их, а учителя не хотят исправить ситуацию.

Письмо дошло до главы Фонда интеграции, помогающего русским ассимилироваться в Эстонии. Ирена Кяосаар «отнеслась с пониманием» к проблеме Чириковой, но не согласилась, что государство ничего не делает в области интеграции — попросту не признала проблемы Евгении.

Открытая неприязнь эстонских политиков Чирикову не оттолкнула, и вскоре она снова хвалила президента и поносила русскую культуру. Через месяц ей опять отказали в Фонде интеграции, а еще через месяц она снова получила «культурный шок» от невежественных русских. И так из раза в раз.

Артемий Троицкий

Заочно с Чириковой согласен музыкальный критик, преподаватель в лондонских и таллинских вузах Артемий Троицкий. Он пожаловался на сегрегацию, как в ЮАР: русские и эстонцы живут отдельно, никто не готов делать навстречу какие-либо шаги. Троицкого, купившего в столице балтийского государства квартиру за 300 тысяч евро, это поразило, как и равнодушие, с которым Эстония встречает профессионалов:

Этот национальный вопрос – его вообще не должно быть. Вопросы крови – это все удел далекого прошлого. А мы – современные люди и должны жить в глобальном мире… Для Эстонии принимать людей из России — это, как правило, профессионалы, люди образованные, много чего знают и могли бы принести Эстонии большую пользу — было бы хорошо. Но отношение довольно равнодушное.

Он признался, что у его сына в школе нет эстонских приятелей, и у дочери тоже в основном русскоязычные подруги. В сентябре Троицкий заявил, что ему надоела преподавательская деятельность. Он стал активнее публиковаться в российских оппозиционных СМИ и вести музыкальную программу на «Радио Свобода».

После сообщений ряда эстонских изданий о том, что он якобы попросил убежища в этой стране, ему отдельно пришлось разъяснять, что он не планирует аннулировать российское гражданство. Более того, критик подчеркнул, что Россия для него важна, потому что там друзья и много дел.

Русский сплин

Юлий Дубов

Бывший гендиректор «ЛогоВАЗа» Юлий Дубов, прославившийся одним на двоих с Борисом Березовским уголовным делом, сейчас живет в Лондоне, там получил политическое убежище, занимается бизнесом и пишет книги. О Дубове российская пресса писала всегда лишь в связи с опальным олигархом, скончавшимся в 2013 году. Дубов до сих пор воюет с Самарским судом – вместе с наследниками Березовского он должен области 1,063 млрд рублей.

Он не любит не только власть, но и русских людей. В России, считает Дубов, «столько ненависти, истерики, победных воплей». Дубов не признает присоединение Крыма. Но это не мешает ему скучать по «запаху подмосковной осени»:

Мне не хватает осенних запахов, запаха прелых листьев. Они здесь пахнут не так, как в Москве или в Подмосковье. Вот этого запаха опавших мокрых листьев — его здесь нет…

Гарри Каспаров, испробовав несколько вариантов, оказался в США. 13-й чемпион мира по шахматам на 12 лет бросил профессионально выступать и посвятил себя политике. Пик его деятельности пришелся на 2010-2012 года, но в России серьезных успехов как оппозиционер он не добился. Его последнее детище – форум «Свободной России» в Вильнюсе, куда приезжают многие эмигрировавшие российские политические активисты.

Реклама шахматных курсов Каспарова

В 2017 году он вернулся к шахматам, но проиграл американский турнир, хотя обещал потратить выигрыш на благотворительность. Теперь он записывает видеолекции по искусству игры в шахматы и управляет собственным фондом по развитию игры среди детей из разных стран.

Со временем мы перебрались из Москвы в Нью-Йорк. Это был не первый мой выбор, были и другие. Жить в США удобно, признаюсь, но я скучаю по русскому языку. У меня сын и мать остались в Москве – езжу с ними встречаться в Таллин, это недалеко от Москвы, и люди говорят по-русски.

Смотрящие вдаль

Эти люди «оживить воспоминания» все равно приезжают в Россию. Для них уже прошли дни, когда они боялись российского правосудия. Выдохнув, они навещают страну по несколько раз в год, участвую в различных мероприятиях. Их каждый раз спрашивают, как им в России, будто они самые настоящие иностранцы.

Сергей Гуриев (шестой справа) на встрече с единомышленниками, также присутствовал Илья Пономарев (крайний слева)

Сергей Гуриев покинул Россию в 2013 году на фоне «дела экспертов». Он вместе с другими специалистами занимался экспертизой «дела ЮКОСа», которое этой группой было признано необоснованным. Гуриев покинул страну после первого же допроса.

Он сразу заявил: «Я не вернусь до тех пор, пока остается хотя бы незначительный шанс потерять свободу». Слово свое он держал три года, пока не был назначен на должность главного экономиста Европейского банка развития. Под его эгидой он начал ездить из Британии в Россию каждый год, поддерживать политику российского Центробанка.

Гуриев сравнивает свое качество жизни с качеством сыра и вина. Главное, считает экономист, – не бояться людей, которым платишь налоги. К заявлению Гуриева стоит лишь добавить: если сыр оказался плесневелым, надо успеть сказать, что это рокфор.

Как изменился мой «индекс счастья» после эмиграции в Европу? Смотря с чем сравнивать. Сегодня Москва — гораздо более чистый город, чем Париж или даже Лондон, но качество жизни, которое включает в себя и уважение со стороны сограждан и, самое главное, государства, и уверенность в том, что государство работает на тебя, — это тоже важный критерий качества жизни.

Бывший депутат от «Справедливой России» Илья Пономарев уехал в США в 2014 году, скрываясь от обвинений в мошенничестве и растрате 22 миллионов рублей из фондов «Сколково». В США он дружит с русскоговорящими украинцами, потому что после лишения депутатского мандата от него отвернулась российская оппозиционная тусовка. Он продолжает комментировать российскую политику, не забывая инвестировать в украинские трейд-фонды. Поначалу он заявлял, что хотел бы вернуться в Россию, но не знает когда, но теперь о его намерениях ничего не слышно.

Сказать, что на адаптацию на Западе ушло много времени, будет преувеличением. Было несколько обидно, что большинство старых российских друзей предпочло рассосаться в воздухе, чтобы избежать просьб занять денег.

Марат Гельман с 2014 года живет в Черногории, в России бывает редко. Но он открыл черногорский культурный форум «СловоНово» для русскоязычных авторов в Европе.

Марат Гельман (крайний справа) на форуме «СловоНово» с Людмилой Улицкой и Борисом Акуниным

Галерист был тепло принят властями: его выставки включают в путеводители, министр по делам туризма связывает интерес русских туристов к стране в том числе и с его заслугами. 56-летний искусствоввед не скрывает своей гордости:

У меня все как в сказке. То, чем я занимаюсь, и момент в развитии Черногории — мы совпали в одной точке. Мне повезло. Черногория оказалась единственной страной, которая не потеряла в мае русских туристов, все остальные европейские страны потеряли до 30%. Половина доклада министерства туризма Черногории была о моей деятельности. Я бы сказал, что у меня карт-бланш, и мы даже расширяемся.

Гельман приводит в пример Тургенева, Бунина, Горького и Бродского – всем им лучше жилось вне Родины, как и ему. Но при этом Гельман – единственный известный человек, который попытался «перевезти часть русской культуры» и собрать вокруг себя нечто вроде клуба по интересам.

Один комментарий

  1. замечено : как только минует очередная волна эмиграции , так в стране наблюдается бурный промышленный подьем и улучшение благосостояния граждан

Комментарии закрыты.