Госдеп объявил о «неизменной решимости» уничтожить производственные и экспортные возможности Арктик СПГ-2.
Навводили сейчас очередные «санкции» против новых судов, а также компаний из третьих стран, которые якобы помогают обходить нам рестрикции. Слово «уничтожить» я употребил не случайно, так как об этом ранее было заявлено на официальном уровне — помощником госсекретаря по вопросам энергетики Джеффри Пайеттом.https://t.me/Kdvinsky/10013?embed=1https://t.me/Kdvinsky/10014?embed=1
Здесь может возникнуть вопрос: чего они так прицепились к данному проекту? Да, он является масштабным, но далеко не ключевым для нашей экономики. И если учесть, сколько Арктик СПГ-2 получил налоговых льгот, то в контексте бюджетных доходов его запуск практически никакой роли не сыграет.
На самом деле логика предельно простая и ясная. Долгосрочно Арктик СПГ-2 ориентирован на рынки юго-восточной Азии, куда поставляет газ Катар и Австралия. Соответствующие СПГ-проекты в этих странах контролируются «британскими» элитами. Подробнее расклад давал здесь:
Европейский рынок сбыта СПГ — «американцам» (которые глобалисты), рынок юго-восточной Азии — «британцам» (которые элиты «Британской империи»). Все в рамках договоренностей о создании англосаксонского макрорегиона на базе AUKUS. В проигравших здесь остается «группа МВФ».
Понимать данные расклады необходимо. Но лишь для того, чтобы вырабатывать собственную политику. Каковой она должна быть по СПГ-проектам? Арктику, безусловно, необходимо развивать. Однако для этого должны быть соответствующие технологии.
Построить СПГ-завод, состоящий из крупнотоннажных линий сжижения мы может. Соответствующая технология есть — «Арктический микс». Основная проблема заключается в газовозах арктического класса. Строить их массово мы не в состоянии. Да и те, которые сейчас строятся на дальневосточной «Звезде» включают в себя значительную долю иностранных комплектующих.
Ситуация является абсолютно нормальной (если можно так сказать), поскольку российское судостроение создается фактически с нуля. А деградировать оно начало еще в 1970-е годы, когда отечественная отрасль пропустило технологическую мини-революцию. Но сейчас не об этом.
Безусловно необходимо ускоренными темпами развивать судостроение, но пока мы научимся делать танкеры ледового класса на 100% отечественной базе, пройдет много времени (лет 15, не меньше). Обычные газовозы построить легче. С комплектующими на первое время помогут китайцы, которые, в отличие от Южной Кореи, рестрикциям строго не следуют.
Судостроительная отрасль КНР имеет уникальную особенность. Оборудование и комплектующие для морских судов производить могут в большом количестве, но остро не хватает судостроительных мощностей. Поэтому забрать «лишние» объемы Россия сможет без проблем. Безусловно ставя цель максимально возможного импортозамещения. И плюс газовозы можно купить на мировом рынке. Конечно, это будет сделать сложнее, чем нефтяные танкеры, но вполне реально.
Поэтому необходимо на время отказаться от арктических СПГ-проектов, для которых нужны газовозы ледового класса, в пользу «обычных». Мурманский СПГ — отличное решение Новатэка. Также давно на бумаге существует проект Дальневосточного СПГ. Но это не так важно. Построить заводы можно практически в любом месте. Была бы подведена труба (а это, как мы понимаем, решаемый вопрос).
В общем, никаких стратегических проблем с непреодолимым желанием американских глобалистов «уничтожить» проект Арктик СПГ-2 я не вижу. Вариантов для маневра огромное количество. Да если чисто теоретически представить, что в России не будет развиваться СПГ-отрасль, то это практически никак не повлияет на экономическое развитие в целом, которое уже носит несырьевой характер. Хотя, конечно, заниматься СПГ-отраслью и реализовывать новые проекты на отечественной технологической базе необходимо.
А вот геоэкономический и, даже, исторический подтекст данного вопроса является более чем интересным. Лишить хотя бы частично «британские» элиты источника прибыли, которую генерируют СПГ-заводы в Катаре и Австралии — это благое дело. Дальневосточный и Мурманский СПГ должны появиться в том числе и ради этого.
Константин Двинский