Тель-Авив пообещал «подвинуть» Газпром на рынке ЕС.

Это преподносится в качестве сенсации. В большую международную газовую игру торжественно вступил Израиль. Как водится, со свойственной помпой и громкими обещаниями. На проходящей в немецком городе Потсдаме 11-й российско-германской сырьевой конференции представитель Тель-Авива «скромно» заявил, что раз Америка, несмотря на все обещания Трампа, до сих пор не в состоянии обеспечить Европу газом, а российской экспансии как-то противостоять надо, то эту задачу на себя берет Израиль.

В 2009 году у побережья страны геологоразведка обнаружила на шельфе большие запасы природного газа. В сумме на четырех участках («Мари А и Б», «Далит», «Левиафан» и «Тамар», особенно крупными являются два последних) находится примерно 800 млрд куб. м. технически извлекаемых залежей. Этого объема хватит не только для покрытия собственных потребностей страны, но и для организации экспорта.

Однако дальне начались сложности. Проявившая интерес к их разработке американская компания Noble Energy позднее от участия в проекте была отодвинута. Верховный суд Израиля контракт с ней признал ничтожным на том основании, что американцы требовали фиксированной ставки налога, тогда как по законам страны в таких случаях применяется прогрессивная.

В результате чего дальше вопрос завис, чем, кроме всего прочего, сильно способствовало спорное политическое положение расположенного рядом Кипра, турецкая часть которого международным сообществом до сих пор не признана. Это создавало обширные и слабо предсказуемые политические риски для участвующих в разработке международных компаний, а только собственными силами Израиль развернуть проект такого масштаба не мог.

Тем интереснее и, в определенном смысле неожиданнее, оказалось его нынешнее заявление. Израиль сумел заключить некое соглашение с правительством Кипра, позволяющее реализовать трубопровод EastMed, по дну Средиземного моря протяженностью в 2,2 тыс. километров до Италии через территориальные воды Крита и Греции. Инвестиционная емкость работ оценивается в 7 млрд долл, из которых бюджет ЕС согласен выделить 100 млн. Остальное – Израиль и пул частных инвесторов, состав которых пока не разглашается.

Как известно из официальной презентации на конференции в Потсдаме, работы должны начаться в течение нескольких ближайших месяцев, а строительство в целом займет пять лет. После чего, по словам Юваля Штайница, главы Минэнерго Израиля, он сумеет существенно «смягчить» арабское энергетическое влияние в Европе. А представитель Министерства энергетики США отметил, что реализация EastMed также существенно снизит зависимость европейских потребителей от доминирования газа из России.

Вот с этого места, пожалуй, и начинается переход от реальности к фантазиям и откровенному пиару. Израильтяне анонсируют пропускную способность «трубы» всего в 20 млрд куб. м. газа в год, тогда как Европа в сумме потребляет 491 млрд кубометров, из которых импортирует порядка 360 млрд, где доля России составляет порядка 190 млрд с перспективой в ближайшие пять лет выйти на 240-260 млрд.

На этом фоне возможности израильского проекта вряд ли можно считать хоть как-то серьезно влияющими на рынок. Если в масштабе конкуренции только «с арабами», то да. Алжир отгружает 20 млрд, а раздираемая войной Ливия вообще только 2 млрд. Но вот в сравнении с «Газпромом», а тем более в сумме с СПГ из Ямала, израильские объемы существенное влияние оказать смогут весьма вряд ли.

Особенно учитывая большое желание поучаствовать в прибылях со стороны Турции. Если не в материальных, Анкара юридически все же никаких прав на месторождение не имеет, то, как минимум, в геополитических, через продавливание международного признания турецкого Кипра. Это может серьезно затруднить реализацию проекта, а то и сдвинуть его сроки.

Но в любом случае вся поднятая шумиха – это просто пиар, типичный для западного стиля ведения бизнеса и всегда сопровождающий любые крупные проекты. На их реализацию обычно требуются огромные деньги, что требует любыми средствами привлекать к себе внимание крупных инвесторов. Чем, собственно, Израиль сейчас и занят. Все остальное – шелуха, не имеющая к сути дела никакого отношения.

Один комментарий

  1. И пойдет весь их «Nabucco», извините, на три буквы… (с).

Комментарии закрыты.