petr7070 •
За последние дни разгорелись жаркие споры по поводу ЕГЭ, нехватки учителей и т.п.
Большинство приводят свои доводы, они все верны, но только для определенного периода. Как говорил знакомый физик членкор академии — главное знать область применимости конкретной формулы.
Про образование лет 10 назад слушал лекцию и она показалась логичной (возможны не точности в терминологии или периодах).
1. Что такое обучение в начале 20 века? На нижнем уровне — это обучение мастер-подмастерье/ученик. Мастер выбирал — кто достоин быть обученным или ученик доказывал это. На верхнем уровне в пример можно поставить Великобританию, как мирового лидера в течении 2 столетий — образование жесткое или жестокое (даже в первой четверти 20 века родители покупали розги, которыми били их детей в учебном заведении). Это образование позволяло обходить конкурирующие страны.
2. До ВОВ не помню, что говорили. ВОВ и последующие годы (поколение 1940 и до примерно 1960 года). Бурное развитие техники (большой пинок ВОВ), дети видят новые авто, самолеты, корабли, спутники, полет в космос. В этот период был, наверное, пик в значимости образования. Люди из этого поколения сдавали в школе экзамены каждый год по нескольким основным предметам, проводили опыты (лягушек, например, резали) и т.д. Они помнят стихи, произведения или формулы из школьной программы и на пенсии.
3. Этап с 1960-1980. Ситуация в стране изменилась, базовые потребности закрыты, а вот «дефицит» доступен не всем. Появилось понятие «достать» и на арену выходит Товаровед вместо Инженера. Параллельно увеличивается обязательный срок среднего образования — до 10 лет. И уже не ученик бегает за учителем, а учитель должен обеспечить, чтобы все двоешники как-то доучились (ходить домой, объяснять). Параллельно увеличивается количество пед институтов.
Отношение к обучению для родившихся во 2 и 3 этапы существенно отличается.
4. Этап 4 с 1980 по 2000 г. рождения. Что видят дети? Главное «крутиться», «купил за 100 продал за 200 и вот на эти 2 процента живу».
Обучение постепенно коммерциализируется, притом на всех уровнях.
5. Подходим к ЕГЭ. Ломает все схемы предыдущих монетизации. Взятки за экзамены в вуз. Благодарности учитель-ученик в школе (тройку поставят, а егэ от учителя не зависит). Ломаются всевозможные курсы подготовки для вузов (которые ведут преподаватели, проверяющие работы или наблюдающие экзамен).
И самое важное — пропадает уважение к учителю. От него мало что зависит (вернее много чего зависит, если учить хорошо). К 2015 году многие учителя уходят из школы и ведут индивидуальные или групповые занятия — возврат к пункту 1. Каждый конкретный учитель(репетитор) сам оценивает — стоит ли ему заниматься с конкретным учеником или не стоит.
Возникло 2 параллельных образовательных контура — официальный (школа), где даже в спец школах ученикам на все плевать, т.к. основа для них — это второй контур, индивидуальные занятия, на которых их подготовят или на олимпиады или на ЕГЭ.
Когда говорят, что даже в Москве дефицит учителей физики, математики и информатики 1000 человек — почему не спрашивают, а зачем им туда идти? Знакомые занимаются репетиторством (на хорошем уровне, призеры ВОШ среди школьников, и призеры международных олимпиад среди вузов) — кто пойдет в школу, когда даже онлайн одно занятие от 3000-4000 р, люди готовы платить и за групповые по 2 тр, а у москвичей доходит до 10 000 за занятие.
Теоретически статус учителя может поднять только отмена ЕГЭ, тогда от учителя будет зависеть балл в аттестате, а поступление будет зависеть от приемной комиссии в вузе (на те репетиторства ходить не обязательно — главное оплатить), а к репетиторам будут обращаться только олимпиадники или кому реально надо подтянуть предмет.