Из истоков украинского национализма: начало ХХ в.

Из воспоминаний дочери украинского помещика и мецената, основателя ТУП Е.Чикаленко:

«Тут следует вспомнить об отношении отца к Москве. Помимо присловья: «Тату, лізе чорт у хату! — Дарма, аби не Москва!» (т.е. «Ничего, лишь бы только не Москва»), которую отец часто приводил в пример народной мудрости, еще задолго до войны 1914 г. отец выразил приблизительно такие мысли: «Немцы чехов вывели в люди. Поляки сами считают жителей Познани самыми культурными и национально свидомыми. <…> Сравнить литовцев и латышей под немецким культурным влиянием и тех же самых литовцев под русским и польским; а еще яркий пример — финские народы: мордва, черемисы, зыряне и т.д. под русским господством стоят на на первобытной ступени развития». <…> Во время войны отец, как и большинство киевских украинев, нетерпеливо ждал немцев-австрийцев, чтобы те «заняли Украину хотя бы до Днепра».

— Нам не страшно, — говорил отец, -— что немцы нас онемечат, а за экономическую эксплуатацию они дадут нам свою культуру <…>

Во время пребывания немецкого войска в Киеве в 1918 г. ко мне зашел знакомый и земляк моего мужа, офицер в этой армии. Я представила его отцу и помогала их разговору. Когда тот, наслушанный где-то в русских кругах, начал что-то там про «братство» москалей и украинцев, отец в сердцах встал и сказал уже по-украински, не пытаясь бороться с трудностями немецкого языка:

— Лучше я буду немецким наймитом, чем братом москалей! Переведи ему это.

— Knecht! Knecht! (нем. «Батрак! Батрак!»)— настаивал он, когда я искала выражение помягче, — Sie haben aus den Polen Europäer gemacht! (букв. «Они (вариант: лично Вы) сделали из поляков европейцев!») — тыкал он пальцем в сторону удивленного таким взрывом немца.

По «Киевской старине в лицах. XIX век. 2005 г.