21 октября 2022 года Совет Безопасности ООН (к большому сожалению — единогласно) ввёл санкции в отношении Гаити (резолюция 2653), установив запрет на поездки, замораживание активов и эмбарго на поставки оружия для Джимми Шеризье и его соратников. Однако санкции должны продлеваться ежегодно, что дает определенный простор для дипломатических маневров.
Учитывая стратегическое значение Гаити, вполне резонно было бы начать в российском экспертном сообществе дискуссию о том, чем мы могли бы помочь многострадальной республике, как изменить к лучшему сложившуюся в ней ситуацию. Не забывая, конечно, и о собственных интересах.
На протяжении всего ХХ века политика США в отношении Гаити представляла собой пример неоколонилизима в самом отвратительных из возможных вариантов. Пока весь мир шел по пути прогресса, США искусственно сдерживали развитие Гаити. Не будет преувеличением сказать, что вся история американо-гаитянских отношений — это бесконечная цепь унижения островного государства со стороны могущественного соседа.
По некоторым параметрам ситуация в Республике Гаити напоминает то, что происходило во многих развивающихся странах, которым СССР оказывали помощь в 1960-1980 годах. Опыт, накопленный нами, мог бы быть востребован и в карибской стране, население которой весьма неприязненно относится к американскому «Большому брату» и не ждет от США ничего хорошо. Жители Гаити на примере соседних государств давно могли бы убедиться, что Россия никогда не рассматривает своих партнеров в качестве расходного материала, как это делают американцы. Лучшее доказательство тому — кубинская модель. Благодаря операции «Анадырь» и ее последствиям Куба сохраняет свою независимость уже более шестидесяти лет, выбрав суверенный путь развития. Современная Куба — небогатая страна, но с беспрецедентными достижениями в сфере образования и медицины, и, самое главное, стабильно занимающая ведущие позиции в десятке стран-лидеров мирового «Индекса счастья».
Гипотетически сотрудничество с Россией могло бы способствовать созданию условий суверенного развития и для Гаити. Тем более, что риски для островного государства значительно ниже, чем для Кубы во времена «Карибского кризиса». Раскрутив маховик межрасовых протестов в США, глобалисты, вероятно, тысячу раз подумают, прежде чем атаковать государство, большинство населения которого составляют выходцы из Африки.
Очевидным препятствием для такого сотрудничества является отсутствие на Гаити законной, легитимной власти.
Однако ситуация может быстро измениться, и к этому моменту у российской стороны уже должны быть готовы наработанные сценарии реагирования.
Надо честно признать, что на сегодняшний момент Российская Федерация не имеет никаких инструментов влияния на ситуацию в Республике Гаити — от слова «совсем», с точки зрения наших интересов это — tabula rasa .
Однако все может быстро измениться — ведь совсем недавно именно таким «чистым листом» была, к примеру, Центрально-Африканская Республика.