Как нам реорганизовать образование в России, поднять зарплаты учителям и улучшить качество преподавания

Довольно очевидно, что как минимум половине населения не нужно тратить 10 лет даже на среднее образование. А высшее им тем более не нужно. Это просто бездарно прогаженные государством средства и время. Для современного потребителя достаточно 5 лет на начальное практическое образование, по сжатой программе, и без всех этих лишних предметов. Научить читать, писать, считать, самые начатки физики и электротехники, элементарные навыки обращения с компьютером или даже скорее планшетом (включить, набрать два абзаца документа, распечатать, зайти в интернет, найти в Яндексе «кто такой Путин», выключить).

Нужно будет, правда, трудовой возраст немного понизить — лет с 14 разрешить работать на полставки, половинную трудовую неделю (20 часов в неделю). Чтобы не болтались оболтусы по улице несколько лет, занимаясь криминальным леваком.

Где у нас находятся хронические неудачники с нищенскими зарплатами? Правильно, это воспитатели государственных детсадов, школьные учителя, и университетские преподаватели. Они сами убогие и ничему толком научить не могут, потому что работает отрицательный отбор — почти все, кто имел масло в голове и руки не из задницы растущие, из этих процессий уже сбежали.

Но выход есть! Можно одновременно повысить уровень зарплат преподавателей до весьма достойного — и повысить уровень преподавания. Причем это не только не потребует больших трат госбюджета — это наоборот сократит эти траты.

Итак, первое, что нужно сделать, чтобы решить проблему с низкими зарплатами этих людей — это резко сократить бесплатные образовательно-воспитательные услуги.

Хотите отдать ребенка в ясли или детский сад? Отдавайте, и с ним будут заниматься лучшие воспитатели! Нищебродов с зряплатой в 11 тыр до ваших детей больше не допустят, воспитатель будет получать как минимум 40-50 тысяч. В регионах за ребенка будете платить за детсад 10-15 тысяч в месяц, в столицах от 30. Рынок отрегулирует все правильно. Для малоимущих и многодетных государство предусмотрит дотацию.

Нечем платить за детсад? Сиди дома, и воспитывай. Можешь не только со своим сидеть, а и с соседскими, за денежку. На еду точно хватит. Это, понятно, не тот уровень воспитания, что обеспечат хорошо оплачиваемые сотрудники в государственных детсадах высшей категории — но присмотр будет, какие-то сказки детям прочитают, в кубики играть научат.

Со школой всё еще проще. Сейчас там засилье хронических неудачников, но мы делаем среднее образование платным. Вводим жесткий конкурс, ставим зарплату учителя так же, как среднюю по России, в 40-50 тысяч — и вуаля, у нас отличное среднее образование! Государство оплачивает для всех только первые, базисные 5 классов. Это уже позволит выявить умных и дураков. Дураков — на мороз, работать, умные учатся дальше, но уже за деньги. Показал ребенок при тестировании после 5 класса хорошие результаты — на него государство выпишет дотацию, не показал — пусть за обучение платят оптимисты-родители, ну а если совсем низкие результаты — в нархоз, работать руками.

Плохонькие школы после 5 класса будут брать от 20 тыр за ребенка в месяц, хорошие от 30 тыр. В регионах. В столице хорошие — от 40 тыр. И главное, образование будет на уровне, и обучать вашего ребенка будут не эти замученные жизнью тётки, а качественные, вписавшиеся в рынок педагоги. Которых, внезапно, станет сильно меньше, чем сейчас — потому что система перестанет возиться с дураками и лентяями.

Нет денег платить? Ну, читать и писать ваше чадо научат. А большего и не требуется. Думать надо было. Планировать. Чадо подрастет, и ему можно грузчиком идти, на стройку, или в сельское хозяйство. Чтобы копать и полоть — никакой диплом не нужен. Опять же товары на полках раскладывать — 10 классов образования не нужно. Да и гастеров будет кем заместить.

Высшее образование будет устроено точно так же, только еще жёстче. Никакой халявы для всех этих нищебродов. Зарплаты от 50 тысяч для преподавателя. Образование от миллиона в год для студента. И для всех, без исключений. Умный вырос, а денег нет? Ну, государство даст тебе кредит для обучения на 30 лет, если хорошие результаты на тестах показал. Потом отработаешь там, где государство укажет, и отдашь.

Самое главное, что эти меры во-первых искоренят нищебродов среди работников образования, и во-вторых — за счет сокращения штатов раза в три-четыре оставят в образовании только самых лучших воспитателей, учителей и преподавателей.

А в-третьих, еще и мотивация к образованию поднимется, вместе с престижем образования. Что нахаляву достаётся — никто не ценит, а вот если чтобы добраться даже до окончания 10 класса, надо будет пять раз сдать сложные тесты, и на каждом этапе будет отсев, причем деньги будут решать далеко не всё — вот тут-то родители возьмутся за ремень, а дети за ум.

Тут-то Россия и попрёт вперед.

PS. Всегда забавляло, почему это, когда желают показать, «как низко мы пали» — берут 20% низовых хронических неудачников? Возьмите 20% верхнего звена. У них всё отлично. Как и у остальных 60% населения, впрочем. Какое мне должно быть дело до того, как тяжело живут алкаши да бомжи? Это их осознанный выбор, они сами выбрали себе такую судьбу. Ну так и пусть живут, как им нравится. Кстати, еще более забавно, что если вы придёте к этим самым алкашам и начнёте им впаривать, как хреново они живут, вы сами от них получите в грызло. Они живут так, как им хочется. Работать не хотят, хотят бухать. «Налей и отойди» — вот всё, что они от тебя могут хотеть. А ты к ним лезешь со своей озабоченностью.

Хотите измерить благосостояние — берёте человека с профессией, и смотрите на его доходы. С нормальной профессией — столяр, механик, программист, конструктор машин и механизмов. То есть тех, кто создает реальные блага. А не вот этой пародией на трудовую деятельность типа библиотекарь или еще какой принеси-подай. Хорошо живут созидатели — ну и ОК, а то, что сидельцам в офисе не доливают кофе в кулер и не докладывают рублей в зарплату 20 тыр — не должно вообще никого колыхать. Хочешь хорошо получать — иди создавать реальные ценности. Бурить скважину, чинить дизель, программировать софт для ракеты или там конструировать новый самолет.

Понимаете, к чему я веду? Эти вот задерганные тетки, мучительно отбывающие часы в классах с ненавидимыми ими детьми — они занимаются имитацией полезной деятельности. Фактически пользы от них — только то, что они присматривают, чтобы дети друг друга не поубивали в классе и в окна не попрыгали. Это не образование, а профанация — и корень этой профанации в ее всеобщности. Решили одинаково учить всех — а люди разные, что умному мало, то дураку сверх возможностей.

PPS.

Причем здравое зерно тут, несомненно, есть. Можно ведь ничего и не менять, но лет через 15 образование все равно будет платным для всех. Бесплатное образование сейчас доживает свой век, на плечах советских пенсионеров, которые согласны работать в школах за этот вот мелкий прайс. Кончатся эти пенсионеры — кончится и это образование. Вот только тогда оно качеством будет значительно хуже, чем если менять систему прямо сейчас.

источник